г. Переславль-Залесский. Ярославская область. Собор Спаса Преображения – древнейший храма Северо-Восточной Руси. | Истории храмов России | Дзен

17 февраля

Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском. При этом Спасо-Преображенский собор действительно и без преувеличения – это и «сердце города», и «жемчужина древнерусского зодчества», как говорят заученные фразы многочисленные экскурсоводы, и как пишется в туристических буклетах.

Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы – также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже. В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного общественно-культового здания феодального города-крепости. Связь собора с русскими правителями в Переславле-Залесском не прерывалась никогда – в соборе были крещены князь Ярослав Всеволодович (1191 г.), отец Александра Невского, и его сын Александр (будущий Невский). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг». Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Прп. Сергий Радонежский был тогда рукоположен во иеромонаха и возведён в игуменский сан епископом Афанасием Волынским, заменявший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. Сергию шёл тогда 33-й год. В Спасо-Преображенском соборе бывал несколько раз царь Иоанн Васильевич Грозный во время т. н. Богомолья по Святым местам. Побывали в храме, князь Даниил Московский, а также царь Иван III, их семьи. В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год). Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали.

Историческая табличка установленная на одной из стен Спасо-Преображенского собора.Историческая табличка установленная на одной из стен Спасо-Преображенского собора.

Интересный факт: Оказывается, что судьба собора именно как богослужебного помещения весьма непростая, если не сказать – драматическая. Строго говоря, служили в нём мало. Разве что в самые первые века своего существования на переславской земле. Дело в том, что Спасо-Преображенский собор до 1764 года был главным храмом города, но никогда – за всю свою 9-вековую историю – не отапливался, был летним храмом. Его открывали в мае, закрывали в сентябре. В основном молились люди в Благовещенской церкви, в зимней, что стояла рядом, по-соседству, тоже к собору относилась. А в 1764 году упразднили девичий монастырь неподалёку, и к собору отошли две на тот момент свеженькие церковки, им тогда едва ли 20 лет было – да, именно эти, мы их и сегодня видим. И богослужения вполне логично стали проходить в основном там. А когда в 1789 году решением Святейшего синода закрыли и Переславскую епархию, то главным городским собором становится Успенский, что в Горицком монастыре, и половина притча Спасо-Преображенского собора направляется туда, и конкретно этот древний храм остаётся практически без служб. Надо понимать, что собором тогда назвался весь комплекс храмовых построек на Красной площади Переславля, и оставшаяся часть притча была задействована в более новых храмах. Очень недолгое время, в 1803-1804 годах, Спасо-Преображенский собор был сугубо военным. Надо понимать реалии той жизни: все города должны были нести постойную повинность, то есть полки русской армии в отрезки времени, когда нет никакой войны, распределялись по городам. Военных распределяли на постой к людям, а для богослужений у них должна была быть своя полковая церковь. И вот такой церковью и стал древний собор для располагавшегося в Переславле Украинского мушкетёрского полка. Полк, кстати, был собран в основном из ярославцев, а Украинским назывался лишь потому, что так было принято: воинские образования наделялись именованиями частей Российской Империи. И вот из рапортов командования мы и видим, что храм в то время был в ужасающем состоянии. Военные просто жалуются: разбиты стёкла, залетают птицы, сор падает на престол, служить невозможно… И это плюс к тому, что церковь холодная, а соседняя тёплая – Благовещенская – к тому времени была уже разобрана, и воины поневоле приходили сюда и зимой. В общем, в скором времени полку выделили другой городской храм, а мы можем сделать вывод о состоянии собора к началу XIX века. В целом же в российском общественном сознании понимание, что Спасо-Преображенский собор – уникальный памятник древности, возникает лишь в первой половине XIX века. Именно тогда люди начинают путешествовать, чтобы делиться затем впечатлениями об увиденных памятниках старины, интересоваться, что вообще у нас есть – старое… В середине века начинает выходить популярная книжная серия Мартынова и Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», где глава о Переславском соборе, возведённом князем Юрием Долгоруким, – на первом месте. И это при том, что Российская империя несёт в себе и Софию Киевскую, и Софию Новгородскую, которые древнее. И это в то время, когда храм почти постоянно закрыт – и по отчётам притча мы можем сделать вывод, что закрыт он по причине крайней затрапезности. Замечательный краевед, любопытный и вдохновенный, священник Павел Ильинский описал состояние собора изнутри на момент 1890-1891 годов. Здесь темно (на нижнем ярусе – ни одного окна), и стены были побелены (забеливали фрески, ведь на художественное подновление их средств не было, а староста старался хоть как-то блюсти чистоту!). И в этой полутьме под слоем извести отец Павел сумел разглядеть равноконечный крест – в центре, под хорами, и фигуры апостолов с одной стороны от него. По другую сторону были, скорее всего, пророки… То есть это момент страшного суда. На стенах Ильинский заметил сюжеты, связанные с судьбой человека в загробном мире, и некоторые остатки узоров, так называемых «полотенец».

Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.

– Говорят, что некий инициативный купец из Москвы решил сберечь эти фрески для истории, грубо снял их со стен, погрузил на телегу – да так и не дождался высочайшего разрешения на вывоз. В итоге фрески сгнили и были выброшены в реку…

Это одна из местных баек, живучих у большинства переславцев и передаваемая из поколения в поколение. На самом деле, во время реставрации собора в 90-х годах XIX столетия фрески эти рассмотрел изумительный архитектор и археолог Владимир Суслов вместе с другим академиком, художником Котовым. Они поняли, что сохранить их на стенах не удастся, и придумали, как их можно снять, поместить в рамы и далее экспонировать – ну а храм расписать заново. Они закрепили два фрагмента с головами апостолов, отправили Забелину, известнейшему историку, директору Государственного исторического музея – и начали, составив смету на предстоящие работы, писать всем… И вот тут – позор на головы всем их адресатам! Потому как средствами не помог никто. Ни Императорская археологическая комиссия, ни Академия художеств, ни Владимирская епархия… В итоге староста собора выдаёт деньги только на то, чтобы сложить в ящики остатки фресок. Суслов сам, на свои деньги заказывает рамы для того, чтобы закрепить фрески с холстами – и ждут. И ничего не дождались, никакой помощи сверху. Судьба фресок неизвестна, но о том, что их попросту выбросили в реку, никаких документальных сведений нет. Во время капитального ремонта в конце ХIХ веке, было сделано многое, в частности – по проекту Суслова – мраморный иконостас и дьяконские двери в византийском стиле, мы можем видеть их и сегодня. Тогда многие говорили – «дурной вкус». Но ведь и сам храм выдержан именно в византийской традиции! И проект был тщательным, Владимир Владимирович обосновал все формы – обратите внимание на «альфу» и «омегу» в орнаменте, на якорь в центре… Иконы были другие – написанные на кипарисе. А иконостас не доходил до стен, как и предполагалось изначально, чтобы прихожане могли видеть надгробия захороненных здесь потомков Александра Невского. Прах их перенесён, но надгробия сохранились, и они тоже реставрировались. Иконостас же сделан невысоким – по меткам, оставшимся от первого, деревянного. С 1924 года собор официально является филиалом Переславского музея. После декрета от 1918 года «Об отделении церкви от государства» всё имущество было изъято у церкви государством под расписку, а затем органы власти отдавали это церковным общинам в аренду. Спасо-Преображенский собор представлял собою, напомню, комплексом храмов, что на Красной площади, а конкретно в этом – самом древнем – храме богослужения проводились редко, так что сам приход передаёт его в 1924 году государству как не нужный. Его начали потихоньку ремонтировать. Разобрали западный притвор, который ранее был сооружён для хозяйственных нужд, починили крышу… А в 1939 году здесь производили раскопки, целью которых было выяснить назначение двери, что сохранилась на высоте, на уровне хоров. Были предположения, что храм некогда соединялся с крепостью, что был помост для защитников города, которые могли бы укрыться за толстыми стенами, быстро пройдя сюда прямо с вала и заперев за собой дверь. Но нет. Обнаруженные гораздо позже следы копоти на месте бывшей когда-то снаружи лестницы, что вела как раз к высоким дверям, дают понять, что на церковные службы княжеское семейство входило через специальный – свой, высокий – вход.

Началась война – и за прочнейшими с России стенами переславцы стали хранить зерно, много зерна в мешках, стратегический запас для города. Директор музея Константин Иванов в это время ушёл на фронт. А вернулся, ближе к концу войны, с идеей: здесь надо открыть музей Александра Невского! Дело в том, что Константин Иванович был ранен и лежал в ленинградском госпитале, и воспользовался случаем – посетил Александро-Невскую лавру, где в то время была экспозиция, посвящённая славному князю – земляку Иванова. К сожалению, музей просуществовал совсем недолго, с 1945-го по 1952-й год. Причина всё та же: специфика самого помещения. Здесь темно, холодно и сыро. Именно поэтому здесь находится не оригинал, а копия (очень хорошая копия!) храмовой иконы Преображения Господня (оригинал авторства учеников Феофана Грека – в Третьяковской галерее). Именно поэтому возобновившиеся было в начале ХХI столетия по соглашению между Переславским музеем и Никольским женским монастырём церковные службы практически сошли на нет… Вечная проблема, увы: на приведение храма в соответствующее его историческому статусу состояние нужны немалые деньги. Хотя бы на то, чтобы сделать кирпичный пол, чтобы не скапливался внизу – на плитах двухсотлетней давности – конденсат, не ползла по стенам плесень… За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили, как уже было сказано, во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. В 2005 г. в соборе были утеплены своды, выполнена обмазка фасадов, окрашена глава, отреставрированы металлические двери. В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Переяславль новый».

Во время реставрационных работ 2014-2015 гг. после расчистки фасадов от обмазочных слоев по южной и восточной стенам были обнаружены резные граффити, большая часть которых сконцентрирована в центральной части алтарных апсид. После расчистки навершия порталов кованных дверей от поздних красочных слоев была открыта гравировка – единорог, лев и две птицы, связанные цветочным орнаментом. На западном фасаде в ходе работ выявлено наличие в теле стены за блоками лицевой версты профилированного белокаменного элемента. Внутри существующей реставрационной конструкции главы были выявлены более ранние конструкции, составляющие журавцы старой главы предположительно конца XVIII – начала XIX вв., а также деревянный ворот, использованный при более ранних ремонтных работах.

Выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе расчистка фасадов от предыдущей покраски, переборка кладки участков цоколя, юго-западного угла, центральная апсида, частичная вычинка белокаменной кладки, докомпоновка поверхности белокаменной кладки, за исключением цоколя.

Отреставрированы швы между блоками, произведено инъектирование трещин известково-цементным раствором с армированием, реставрация изделий из металла – двери порталов, оконные решетки, обработка биоцидным составом деревянных конструкций главы, очистка, реставрация покрытия кровли и главы, его окраска, очистка поверхности внутренних стен, столбов и сводов, реставрация швов между блоками, укрепление камня, докомпановка поверхности белокаменной кладки. В интерьере храма находится мраморный иконостас и металлическая винтовая лестница, ведущая на хоры.

Во время последней реставрации была проведена реставрация этого мраморного иконостаса, очистка камня, докомпановка сколов, воссоздание утраченных деталей, реставрация поворотных механизмов врат иконостаса без их снятия, реставрация металлической лестницы, ведущей на хоры, изготовление и установка деревянных оконных блоков барабана со стеклопакетом, реставрация дверных блоков с утеплением полотен путем замены одинарного остекления на стеклопакет.

Узорчатый кованый крест Спасо-Преображенского собора.Узорчатый кованый крест Спасо-Преображенского собора.

Интересный факт: При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса учёные обнаружили несколько древнерусских граффити, и в том числе уникальное сообщение ХII столетия об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского и список его убийц, причём имена некоторых из них ранее нигде не упоминались. По словам исследователя профессора Алексея Гиппиуса, "это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества…". По предположению учёного, это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии в назидание потомкам на стенах их главных храмов. В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности. Сегодня Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов города, коим ведает Переславль-Залесский Историко-Архитектурный музей-заповедник.

Фото 2023 г.Фото 2023 г.

Все фотографии выполнены автором статьи.

Comments (0)
Add Comment