9 февраля
Архитектурные традиции ярославской земли особенно ярко запечатлены в камне православных храмов ХVII столетия. Пожалуй, ни до этого времени, ни после него самобытность храмового зодчества Ярославля и его округи не достигала такой силы. Видное место в череде замечательных церквей ярославской архитектурной школы принадлежит Воскресенскому собору Тутаева. Со времён Александра I и до революции город назывался Романов-Борисоглебск. А ещё раньше, в канун правления Екатерины II и далее в глубь веков, тут и вовсе находилось два населённых пункта: Романов на левом берегу и Борисоглебская слобода на правом, напротив Романова. Но ни сейчас, ни в эпоху Александра Благословенного, ни при его бабушке государыне Екатерине Великой не было в этом месте моста.
Местные легенды и предания (записанные достаточно поздно, в ХVIII веке) относят основание Борисоглебской рыбной слободы к 1238 году и связывают её возникновение с беженцами-ярославцами, уходившими подальше от разорительного Батыева нашествия. Место здесь издавна славилось рыбой, а рыба выловленная рыбаками Борисоглебской слободы в Волге, отправлялась даже в Кремль, о чём свидетельствует древний документ: "Свежие красные рыбы по 30 осетров, по 25 белых рыбиц, по 20 стерлядей больших, по 50 средних, по 80 меньших в год…" Со временем слобожане, разбогатевшие на ловле рыбы и поставке её в Москву, смогли позволить себе дорогостоящее каменное строительство. К лету 1652 года ими была построена и 24 июля освящена неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Через двадцать лет она займёт место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм. До сих пор все приходящие в нижний храм Воскресенского собора Тутаева могут видеть соответствующую храмозданную надпись чуть правее от входа: "Благословением и благостью Бога Отца и содействием единородного Сына Его и споспешением Пресвятого и Животворящего Духа освящена бысть сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия в лета 7160-го в 24 день при державе великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца между патриаршеством при митрополите Варлааме…" Тогда же или, скорее всего, чуть позднее у храма появилось два придела: во имя Иоанна Предтечи и князей страстотерпцев Бориса и Глеба.
Прошло некоторое время, и борисоглебцы решили, что выстроенный ими храм маловат да тесноват – настала пора расширять здание. К тому же церковь оказалась не очень надёжной, её "шатровые верхи… расселись во многих местах". В 1670 году слобожане собрались всем миром и, вдохновляемые священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Фёдоровичем, а также земским старостой Микитой Малодушкиным и "мирскими людьми" Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновыми, отправили челобитную знаменитому митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе Сысоевичу, в чью епархию входила Борисоглебская слобода. Челобитчики просили разрешить новое строительство ещё больше и основательнее прежнего: "Шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего холодную… и в прежней церкви… трапезу теплую с приделы". Митрополит, сам очень любивший возводить здания (вспомним замечательный ансамбль архирейской кафедры в Ростове Великом), не стал противиться чаяниям борисоглебцев и дал благословение. Имена зодчих, строивших храм, неизвестны, но, бесспорно, они были талантливыми ярославскими мастерами, воплотившими в жизнь самые яркие и лучшие достижения ярославской архитектурной школы ХVII столетия. Изначально слобожане просили архирея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в нижнем ярусе – придел во имя святителя Николая Чудотворца, а "на папертях" – Благовещенский и Петропавловский приделы. Однако предложение клира и причта было осуществлено не совсем так, как им того хотелось. 19 мая 1672 года митрополит Иона Сысоевич направил в Борисоглебскую слободу грамоту, в которой давал следующее распоряжение: "И мы вас пожаловали, благословили церкви Воскресения Христова придел построить над папертями, по правую сторону святых апостол Петра и Павла, а по левую сторону Николы Чудотворца…" Борисоглебский придел, в конце концов, появился в верхней, холодной части храма, и произошло это уже в конце ХVII века, а вот Благовещенский придел так и не был устроен. Освящение главного престола Воскресенского собора состоялось 25 июля 1675 года. Это торжественное событие означало завершение основных работ по возведению храма. Чуть позже ярославские мастера выполнили роспись собора. Точного времени создания фресковой живописи мы, увы, не знаем. В основном историки искусства датировали роспись концом 1670-х или 1680-ми годами; авторами же назывались изографы Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, братья Фёдор и Иван Карповы, Фёдор Игнатьев (на паперти). В 2008 году, при проведении реставрационных работ на северной грани северного столпа храма, была раскрыта монограмма, которая, очевидно, принадлежала автору росписей; состояла она из двух букв с точками сокращений: "Ф" и "К". Хранитель исторических ценностей тутаевского Воскресенского собора С. Б. Семёнова, основательно изучившая живопись храма и комплекс документов, связанных с деятельностью ярославских мастеров последней трети ХVII века, пришла к заключению, что монограмма может означать имя живописца Фёдора Карпова и относится к 1677-1678 годам.
Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже ХVII-ХVIII веков. К югу от храма в конце ХVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трёхъярусные Святые ворота, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до ХIХ века. Во время знаменитой губернской реформы, проведённой Екатериной II, изменения затронули и Борисоглебскую слободу с окрестностями. В 1777 году её объединили с Ямской слободой и селом Ново-Благовещенье в город Борисоглебск, который определили центром одноимённого уезда. Воскресенский собор получил статус главного городского собора.
Минуло без малого полвека, и в 1822 году состоялось ещё одно объединение: два города, расположенных друг напротив друга, Борисоглебск и Романов, слились в один – Романов-Борисоглебск. В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и всё время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать "звонкую монету", оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе ценителей старины.
Воскресенский собор – духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города. Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений "Второго Крещения" явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение 70 лет не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный ещё в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днём – эта традиция берёт своё начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летие Крещения Руси. Духовенство собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в тёмное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни.
Размеры Воскресенского собора: длина – 35 метров, ширина – 30 метров, высота до вершины креста – 49,68 метра. Высота нижней церкви – около 5 метров, высота верхнего храма до сводов – 13,5 метров, а до главного купола – 24 метра. Ширина галереи – 5 метров. Высота колокольни (перестроена около 1856 года) – 35,28 метра. Храм – двухъярусный, пятиглавый, трёхнефный и трёхапсидный. Сооружение господствует в панораме Борисоглебской стороны. Четырёхстолпный четверик верхнего храма, увенчанный традиционным пятиглавием был поставлен на древнее основание. Сложность объёмно-пространственной структуры собора объясняется тем, что зодчим пришлось использовать при постройке основу старого здания 1652 года. С трёх сторон четвериковый собор окружён галереями и украшен богатой кирпичной узорной кладкой. Пышному наряду храма вторит убранство галерей с двумя ассиметрично расположенными крыльцами-рундуками на ползучих арках. Пучки стройных полуколонок, глубокие кессоны-ширинки с изразцовыми вставками, гребенчатые наличники огромных окон, декоративные кокошники и тонкие тяги с перехватами на барабанах не утратили своей зрительной связи с конструкцией храма и подчёркивают его основные членения. Углы храма фиксируются мощными столбами с дыньками и перехватами, полукруглые очертания закомар продолжены пучками полуколонок, свисающих в простенках между окнами и напоминающими о древних лопатках, мощь столбов в нижних ярусах галерей выявляют глубокие кессоны, всё "тело" храма обегают декоративные горизонтальные пояса. Дробный, кружевной характер каменного узорочья контрастирует с монументальным величием стен массивного собора.
Воскресенский собор славится и красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками. Главные помещения храма были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. Росписи выделяются своим сюжетным разнообразием даже среди произведений ярославской живописи ХVII века. На галереях основное место отведено библейским темам, повествующим об основных этапах сотворения мира и существовании первых людей. Здесь – прародитель человечества Адам и Ева, Всемирный потоп и строительство Ноем ковчега, сохранившего жизнь на земле, история Авраама, заключившего завет с Богом, притча об Ионе и многое другое. Фрески отличаются богатством колорита, строящегося на ярких голубых, вишнёвых и охристых тонах, обилием бытовых деталей и повседневных подробностей, знакомых художникам по окружающей жизни, и вместе с тем – тонкой, лирической интонацией, преображающей реальность в высокое искусство. Среди библейских сюжетов особенно замечательна история о строительстве Вавилонской башни, рассказывающая о поражённой гордыне людей, задумавших возвести столь высокое сооружение, что оно достигнет небес и станет равным жилищу Бога. Великолепно вписанная в свод высокой галереи фреска подробно рисует реалии строительного процесса – тёску каменных блоков, сложные конструкции и приспособления подъёмных механизмов, леса, окружающие башню и крушение человеческой гордыни – падение Вавилонской башни. Удлинённые фигуры, представленные в сложных позах, полны движения, жесты-экспрессивны и выразительны. Динамика композиции подчёркнута въющимися складками пышных одежд, острыми вершинами горок пейзажа, нервной игрой линейного ритма.
Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории – иллюстрации к летописному повествованию о крещении Руси киевским князем Владимиром, к житию о Евлогии Странноприимце-каменотёсе, к памятнику древнерусской литературы ХV-ХVI вв. – "Повесть о белом клобуке" и др. Так для стенописцев и тех, для кого создавались неповторимые произведения, история русского государства неразрывно связывалась с великой всемирной историей, представлялась её частью. В помещениях собственно храма основное место отведено традиционным сюжетам: на южной и северной стенах расположились евангельские композиции, на западной стене – грандиозная картина Страшного суда, на столбах – фигуры святых, мучеников и воинов. Фрески опоясывают все стены храма сплошным ярким ковром, располагаясь в несколько горизонтальных ярусов без вертикальных разгранок. Причём конструктивные детали интерьера – окна, арки, столбы – включены в живописную поверхность в качестве реалистически обыгранных элементов повествования. Большинство изображений комментируется пространными надписями, в которых использованы не только тексты Священного писания, но и вирши Симеона Полоцкого – знаменитого церковного писателя ХVII века. В соборе сохранился резной иконостас с древними иконами, киоты со скульптурами ангелов, расположенными на углах главных четырёх столбов храма, и окованная металлическими листами огромная солея (ХVII в.). Достопримечательность собора – обилие деревянной резной скульптуры: подножия ктиторских мест в виде лежащих львов, резные скамьи, напрестольная сень и киот со скульптурой Николы Можайского, деревянное резное Распятие. Воскресенский собор, в котором много лет хранится икона, признанная чудотворной – образ Всемилостивого Спаса. Что же в ней такого примечательного? Ну, для начала – габариты: много ли вы видели икон размерами 3 на 3 метра? Если точно, то 2,78 метра в ширину и 3,20 метра в высоту. Первоначально икона помещалась в куполе, она была как бы небом храма, но потом её спустили вниз, да так и оставили. Лик спасителя ныне плохо виден: время неумолимо даже к святыням. К тому же на состоянии образа сказалась привычка протирать картины маслом для лучшей сохранности. В итоге икона потемнела. Но, если присмотреться, можно различить поясное изображение Иисуса: правая рука поднята для благословения, левая держит раскрытое Евангелие, а глаза, полные скорби, обращены к каждому из молящихся. Впрочем, разглядеть эти детали дано не всем: народная молва утверждает, будто женщинам, хоть раз изменившим своим мужьям, увидеть Спаса не дано. Считается, что икона принадлежит кисти преподобного Димитрия (Дионисия) Глушицкого (1367-1437), основателя и игумена нескольких монастырей на реке Глушица на Вологодщине. То есть этой иконе около 600 лет. Солидный возраст и не менее солидная репутация: к Спасу идут за спасением. Это намоленная икона, обладающая мощнейшей энергетикой, которую невозможно не почувствовать. Говорят, именно благодаря Спасу Воскресенский собор не только уцелел в советские годы, но и избежал печальной участи других храмов: он никогда не был закрыт, и служба в нём не прерывалась ни на один день. А всё потому, что среди большевиков распространялся слух: якобы тот, кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, тотчас же погибнет. И воинствующие атеисты предпочли не испытывать на себе немилость Спасителя. Но сколько велик гнев Спасителя, столь же велика и его любовь. Иначе стал бы образ называться чудотворным?
Всемилостивый Спас "специализируется" на лечении болезней костей и суставов, а также легко отзывается и на просьбы, со здоровьем не связанные. Для того чтобы они исполнились, нужно соблюсти определённый ритуал, а именно: трижды проползти под чудотворной иконой на коленях, не забывая при этом молиться. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко-лаз. И судя по тому, что в полу под святым образом образовалось будто бы две колеи, страждущих к Спасу приходит ой как немало! Среди постоянных клиентов Всемилостивого Спаса – весь российский отряд космонавтов. И они, согласно традиции и чтобы полёт прошёл нормально, так же, как и все, проползают на коленях под иконой Спаса. Видел Тутаев и Валентину Терешкову (она вообще уроженка этих мест), и Владимира Джанибекова, и Юрия Маленченко, и даже казахского астронавта Талгата Мусабаева! А также многих других. И, судя по тому, что все вернулись из космоса на землю живыми и здоровыми, Спас "спасал" их и в небе и на земле. А потому Воскресенский собор – вообще один из самых любимых для космонавтов. Здесь венчалась дочь Валентины Терешковой со своим мужем-лётчиком. Здесь венчался со своей второй женой Джанибеков и тут же крестил свою дочь. И здесь же крестился, а потом и венчался со своей американской женой Юрий Маленченко. Поистине – вселенский пиар. В котором, впрочем, Спас Всемилостивый никогда не нуждался: к нему и так идут со всех городов и весей, стран и континентов. И каждого он готов услышать и поддержать.
Ансамбль Воскресенского собора дополняют современные храму Святые ворота и колокольня. Они расположены к югу-востоку от собора, на пути главного подхода к нему со стороны города. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями, придавая всему соборному комплексу ещё большую живописность и выразительность общего силуэта. Святые ворота, включённые в каменную ограду собора, представляют собой простой объём, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами восьмериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на вытянутой шейке. Считается, что архитектурные формы Святых ворот предвосхищают идеи зодчества петровского времени.