18 февраля
Собор Спаса Преображения занимает особое место среди соборов и храмов Углича. Он стоит на территории кремля и имеет статус кафедрального собора местной епархии. Туристы приезжают в Спасо-Преображенский собор, чтобы полюбоваться красивой архитектурой и увидеть живописные фрески, которые выполнили местные художники в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения и барокко. XVIII век оставил в Угличском кремле наиболее интересный памятник того времени — Спасо-Преображенский собор, самое крупное сооружение кремлевского ансамбля. Хотя, Преображенский собор Углича, построенный в первые годы ХVIII столетия, не столь уж древен, но он имеет богатую родословную – существование храма на его месте прослеживается чуть ли не со времён крещения Руси. История пятиглавого Спасо-Преображенского собора, как водится, древнее его каменных стен.
Согласно преданию, первый храм на волжском мысу, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже Х-ХI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз граду Ростову и принадлежала. Бытовал ли в то время Углич как город? Сложно сказать что-либо определённое. Археологические исследования подтвердили существование поселения на территории Угличского кремля ещё в 30-е годы Х века; в это время здесь уже зафиксированы следы присутствия поселян-уличей, переселившихся с берегов Днепра. Местные летописные источники сообщают о том, что основание Угличе-поле приписывают Яну Плесковичу, псковичу, родственнику княгини Ольги в 937 году, прибывшему в эти места для сбора дани. Но первое летописное упоминание об Угличе относится только к 1148 году. Древнейший предшественник Преображенского собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно деревянным. Имелся в нём и придел (по всей вероятности, тёплый) в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине ХIII века, при князе Константине Всеволодовиче (или Владимире Константиновиче), был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор; Константино-Еленинский храм либо продолжил своё существование в качестве приписного к нему, либо был разобран, а его посвящение отошло к приделу нового соборного храма. Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому, сыну Владимира Константиновича, "омолаживавшая" собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьёзных исторических фактов. Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич так, что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Помимо каменного Спасо-Преображенского собора, в Угличе появились каменный княжеский дворец, "казённые и судебные палаты", "боярские и прочие" дома, Паисиев Покровский монастырь на противоположном берегу Волги. Увы, к настоящему времени от строений князя Андрея осталась лишь одна каменная палата. Что же касается Преображенского собора, выстроенного Андреем за несколько лет до его опалы и гибели в московской темнице, то он пережил своего зиждателя на двести лет.
Согласно описаниям, храм был четырёхстолпным, на подклете, с двумя приделами и одной главкой. С трёх сторон его окружала галерея. Позаботился князь Андрей и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками. На рубеже ХVI-ХVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нём погребли царевича Димитрия (затем, в 1606 году, его останки с большой торжественностью перенесли в Москву), а в 1611 году в соборе – как и в каменных палатах по соседству – надеялись найти убежище от поляков жители Углича. Но дверные засовы не составили серьёзного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика – так что кровь, по свидетельству современников, "переливалась через порог", – а сам собор подожгли изнутри. После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадёжную опору для сводов, и в последние годы ХVII века горожане во главе с митрополитом Ростовским обратились к царю за разрешением построить новый соборный храм. Получив оное, они без промедления приступили к строительству, и в 1713 году новый Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящён. Возводили столь крупное сооружения в Угличском кремле, крепостные мастера князя Голицына под руководством зодчего Григория Фёдорова. Храм освятили буквально за несколько месяцев до запрета Петра I вести каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Очевидно, из-за этого соборный храм семнадцать лет стоял без колокольни.
Только в 1730 году исполнилась, наконец, давняя мечта угличан, и рядом с собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлёвского ансамбля при взгляде на него с реки (а именно пристань являлась своего рода парадными воротами Углича, приезжие в большинстве своём прибывали в город по Волге). Высота доминанты – 37 м. Первый часовой механизм на ней был поставлен в XIX веке, в 1980-е годы его заменили на новый. На колокольню ведет крутая лестница, а сверху открывается чудесный вид на город. В неизменном виде Преображенский собор просуществовал около ста лет. ХIХ век принёс перемены и ему, и его ближайшему окружению. В 1810-е годы интерьеры собора расписала артель крепостных мастеров под руководством Тимофея Медведева, "знаменитого по епархии живописца". Тогда же встал вопрос о возведении нового тёплого храма, который входил бы в соборный комплекс. В Преображенском соборе, по причине отсутствия в нём печей, служить можно было только летом. Зимой богослужения проходили в тесном приделе, что никак не соответствовало статусу соборного храма. Сначала предполагалось пристроить тёплый храм с западной стороны к основному зданию собора. Такое конструктивное решение не явилось бы уникальным в контексте русского храмового зодчества, но, конечно, изящным его назвать трудно. Видимо, последняя причина возобладала над соображениями экономии, и в 1814 году началось строительство отдельно стоящего тёплого храма. В 1827 году его престолы освятили: главный – в честь Богоявления, придельные – в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского. В 1830-1840-е годы перемены коснулись уже фасадов Спасо-Преображенского собора. С самого начала очевидно было, что главным фасадом применительно к городской планировке должен стать южный, обращённый к торговой площади и Ростовской улице. И во второй трети ХIХ века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырёхколонного портика. Этот портик оформляет южный парадный фасад Преображенского собора, обращённый к городу, хотя на самом деле, в наши дни, вход в храм находится с другой стороны – с западной. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собора также в то время "обстроили" – здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел. Центральный купол не имеет опорных колонн, поэтому интерьер собора необычен. Просторный зал размерами 14 на 14 м имеет высоту 17 м. Кажется, что легкое перекрытие без промежуточных опор парит в воздухе.
К концу ХIХ века Углич представлял собой провинциальный городок с населением, состоявшим преимущественно из мелких ремесленников и купцов. Весомую часть жителей составляли также семьи священно- и церковнослужителей. Железная дорога обошла Углич стороной, и он тихо дремал на обочине "большой жизни". Так и оставался бы Углич "романтичным уголком", музеефицированным осколком старой Руси, – что пошло бы только на пользу его застройке и прежде всего храмам, которых насчитывалось до трёх десятков. Но в 1917 году драматические проявления истории затронули и его. С большей настороженностью угличане встретили советскую власть, установленную в городе 12 декабря. В течение нескольких последующих лет Углич и его окрестности выступали центром глухого, однако весьма ожесточённого сопротивления большевикам. Угличане исторически были богомольны и привержены традициям. Оттого закрытие храмов продвигалось здесь медленнее, чем где бы то ни было.
Долго оставался действующим и Спасо-Преображенский собор. Его закрыли в 1929 году и передали музею. В бывшем соборе разместили экспозицию Угличского краеведческого музея. Спасскому храму, как музейному объекту, посчастливилось даже сохранить значительную часть внутреннего убранства – росписи и иконостас. В нём с 1985 по 2009 год размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для осмотра сохранившийся интерьер храмовой части. Серьёзным бедствием для традиционного угличского ландшафта стало строительство ГЭС, начатое в 1935 году. К счастью, кремль с собором и церковью св. Димитрия на крови не попал в зону затопления, но облик города разительно переменился. Конечно, храмы в большинстве своём не использовались по назначению – были обращены в музеи, склады или просто пустовали. Но хотя бы так они смогли пережить самую мрачную эпоху в истории Церкви.
Долгий процесс передачи Спасо-Преображенского собора Русской Православной Церкви завершился, наконец, в 2011 году, хотя богослужения проводились в соборе ещё с 1992 года – но крайне редко и нерегулярно. В 2006 года при храме образовался приход. Казалось, скоро всё должно разрешиться ко всеобщему благополучию. Но дело о передаче собора епархии продолжало тянуться, осложняемое тем, что чиновники не собирались предоставлять музею никакого помещения взамен собора, ссылаясь на "отсутствие свободных площадей. В 2011 году Спасо-Преображенский собор был возвращён Русской Православной Церкви, но по прежнему сотрудники Угличского музея могут провести экскурсию для всех желающих. Сейчас церковные службы в соборе проводятся регулярно – по воскресеньям и в праздничные дни.
Архитектура и интерьер Спасо-Преображенского собора: Здание имеет ярко выраженный главный южный фасад, который обращен к городу, а раньше выходил на центральную площадь кремля. Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс. Построение фасада чисто изобразительно. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы — как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-куполыного храма. Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему. Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь стен. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» — тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскрепованным антаблементом и разрезным сандриком. Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания.
Интерьер собора необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером стороны в четырнадцать метров и высотой около семнадцати метров. Легкое, как бы парящее перекрытие столь обширного помещения без промежуточных опор было большим достижением строителей. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействовали лучшему восприятию живописи. В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т. А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов. Главный храмовый сюжет — «Преображение» со сценой исцеления бесноватого — является копией с картины Рафаэля. Позднее произведение великого мастера привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и жестов, внешней патетикой и театральностью. Провинциальный художник (вероятно, сам Т. А. Медведев) утрировал эти черты. Мимика местами шаржирована, резкие цветовые столкновения вызывают порой ощущение дисгармонии. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной степе, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой и христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг — север», обусловленная расположением входа па южном фасаде. Сильнейший декоративный эффект производит включение композиции в «нарисованную» архитектуру. Перед зрителем открываются уходящие вдаль ренессансные колоннады и выступающий портик с разорванным фронтоном, в просвете которого парит озаренная светом фигура Христа. Иллюзорный прорыв в глубину и ввысь, повторенный в росписи свода, уводит взгляд за пределы интерьера. Тем самым решается типично барочная задача зрительного расширения пространства.
Грандиозное и торжественное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас (1860). Он близко повторяет формы «нарышкинского барокко», однако не достигает их пластичности. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованые карнизы, насыщенные орнаментом фризы составляют богатые обрамления икон. Более старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» из местного ряда — яркий образец живописи ярославской школы второй половины XVII века. К произведениям этой же школы принадлежит праздничный чин, созданный в начале следующего столетия. Основная часть икон датируется XIX веком. Но и в этот период, когда высокое искусство иконописи переродилось в ремесленничество, художники во многом сохранили живописную культуру. Иконопись не была чисто станковым искусством, она включалась в конкретную пространственную среду. Ясно читаемые силуэты, ритмичность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, способствуют взаимодействию с архитектурными членениями, а мерцающий блеск золоченой резьбы сливается с золотыми фонами икон. Фрески выполнены клеевыми красками. Художники обладали высоким уровнем мастерства, поэтому росписи выглядят ярко и экспрессивно. Главный сюжет «Преображение» копирует картину Рафаэля, оригинал которой хранится в Ватикане.
Колокольня Спасо-Преображенского собора
С Волги или с дальних окраин можно увидеть стройную вертикаль, соседствующую с Преображенским и Царевским храмами, увенчавшую кремлевский ансамбль. Это колокольня Спасо-Преображенского собора. Её два восьмерика с часами неизменно возвышаются над зелеными массами деревьев. Можно полагать, что с самых отдалённых времен у Спасо-Преображенского собора была колокольня, но первые известия о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе на исходе XVI в. Тогда майским днём 1591 г. вдовый священник Федот Огурец возвестил набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Димитрия. После жестокой расправы с возможными убийцами многих горожан сослали, а вместе с ними и колокол, послуживший «виновником» событий. Он вернулся из сибирской ссылки спустя триста лет.
В XVII в. известна деревянная шатровая колокольня, находившаяся над входом в собор. Когда построили новый храм, возникла потребность и в новой колокольне, но её построили позднее — в 1730 г., — вероятно из-за петровского указа 1714 г., запрещавшего каменное строительство во всей России, кроме Санкт-Петербурга.
Колокольня принадлежит к распространенному в XVIII в. типу — она восьмигранная, ярусная. Массивный нижний столб завершают открытые арки яруса звона. Над тяжеловесным основанием неожиданно поднимаются два легких стройных восьмерика и появившаяся позднее чашевидная глава. Упомянутое нарушение пропорций понять не трудно — колокольню необходимо было влить в существующий кремлевский ансамбль, соотнести с собором. Соразмерный стройный объём в этом случае неизбежно потерялся бы, а соответствующие основанию массивные венчающие восьмерики создали бы огромное здание, подавляющее собор. Выходя из трудной ситуации, мастера создали как бы компромиссный вариант, который смотрится оригинально и интересно. По своим особенностям колокольня в корне отлична от собора, утончённого, правильного. Её, наоборот, отличает грубая архаичная пластика, выражающаяся в отсутствии геометризма, произвольных линиях, скромном наборе деталей. Но контраст не заметен.
Собор и колокольня — единый замечательный архитектурный ансамбль, находка провинциальных мастеров. С давних пор ещё на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX в. Потом исчезли.
Уже в наше время, в 1980-х гг. на угличском часовом заводе были изготовлены башенные часы и вновь установлены на колокольню. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Их собрали по селам и церквам, где чудом уцелели эти гонимые музыкальные инструменты.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.