Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет совесть естественным законом и чувством человеческого духа, отличающим добро от зла. Если мы совершаем какой-то поступок и нас за это гложет совесть, мы тревожимся и виним себя, – то мы понимаем, что поступили неправильно. Но совесть не всегда реагирует на неправильные поступки человека. Если человек погряз в грехах и находится в состоянии "падения", то голос совести может стихнуть. В этом случае требуется большая работа над собой.
Совесть действительно является голосом Божьим, который помогает нам отличить хорошее от плохого, но разве не правы ли мы будем, если скажем, что грешник глух к голосу Бога, пытающемуся предостеречь его от неправильных поступков? Если совестливый человек раз за разом будет нарушать нравственные законы и стараться заглушить голос совести, то этот самый голос будет слышен ему все меньше и меньше.
«Кто забывает Бога и теряет страх Божий, у того совесть немощна. Так в естестве нашем совесть сочетана с Богом, что без Бога сама она мало гожа к делу» – Феофан Затворник.
Так, молчание совести не означает отсутствие грехов. И, напротив, угрызения совести не всегда означают, что мы согрешили. Людям, помимо самооправдания и слепоты к своим грехам свойственна и другая крайность, – мнительность, чрезмерная тревожность о своих даже незначительных поступках, слишком сильная боязнь сделать что-то не так. Это тоже нехорошо, потому как приводит к тревоге, печали, унынию.
Как начать слышать свою совесть?
Так как совесть – голос Божий в человеке, то чтобы начать вновь слышать ее, необходимо обратить внимание на свою духовность: жить по-христиански, чаще читать Евангелие, молиться, регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Все это должно происходить не формально, а искренне и с участием.
Если мы искренне раскаиваемся в своих грехах, Господь очищает нашу душу, а это, непременно, ведет к тому, что мы вновь начинаем слышать свою совесть, то есть голос Божий в своей душе. Через искреннее покаяние мы сможем увидеть те грехи, которые раньше видеть не могли, потому как были глухи к голосу совести.
Советы, казалось бы, весьма банальны: ходите в Церковь, исповедуйтесь и причащайтесь, молитесь… Но вся мудрость кроется в простоте. Необходимо жить согласно Евангелию и не закрывать свое сердце от Господа, а Он, в свою очередь, поможет всегда.
Священник Олег Моленко считает, что голос Бога можно слышать трояко: физически (вживую), во сне и духовно (через Святой Дух). Первый способ весьма редок и последний раз был доступен во времена земной жизни Иисуса Христа. Во сне, как говорит священник, зрителем является ум, и то, «как он видит и слышит Бога во сне – неизъяснимо». И, наконец, чтобы слышать голос Божий через Духа Святого, нужно, чтобы душа человека была покаянная, очищенная. И то, как уточняет священник, голос Божий человек слышит не тогда, когда он этого хочет, а тогда, когда этого хочет Господь. Причем, этой способности нельзя научиться, она откроется сама. Проповедник приводит в качестве подтверждения своей мысли слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Нагорной проповеди:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Источник совести человеческой – несомненно, сам Господь. Присваивание заслуг своей совести и нравственности себе и своей воле – грех. Всегда нужно помнить, что именно Господь помогает нам сочувствовать, отделять плохое от хорошего. Человек, как самостоятельный элемент, не может быть оплотом нравственности, поэтому всегда нужно обращаться к Господу и укреплять свою духовную составляющую.