Встретил давнюю знакомую. Чтобы как-то начать разговор, спросил первое, что пришло в голову: «Как дела?». И тут началось такое «перемывание косточек» её свекрови, что я оторопел. И, признаюсь, мне немалых трудов стоило мою знакомую остановить от подробней своей личной жизни.
Поведение женщины меня сильно огорчило. А ведь она, знаю, глубоко верующая. Было время – вместе работали и даже семьями дружили…
Право же, так и хочется порой спросить: «Что же с нами происходит, люди?!! Где наша доброта? Где терпение, милосердие? Наконец, уважение к старикам?».
Хочу напомнить, что сказано в Евангелии от Матфея:
Содержание статьи:
- 1 Хочу напомнить, что сказано в Евангелии от Матфея:
- 2 Так грех ли осуждать?
- 3 Но раз уж мы заговорили о грехах, не могу не привести одно очень яркое рассуждение на эту тему святого Феофана Затворника:
- 4 Напомню, что среди 7 смертных грехов фигурируют гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние, чревоугодие и уныние. В такую цепочку еще в 590 году их выстроил святитель Григорий Великий.
- 5 Вот такой любопытный расклад, друзья, у нас получается.
- 6 «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»
- 7 Напоследок хочу напомнить знаменитую библейскую историю, описанную в Евангелии от Иоанна.
- 8 «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень». (Ин. 8:7)
- 9 В Библии сказано, что Иисус не желал Сам озвучивать ту грязь, в которой были замешаны фарисеи. Потому писал на грязном песке, посчитав его единственно подходящим для сих грехов местом.
- 10 Когда все разошлись, Иисус спросил:
- 11 Вот такой урок Иисус преподал всем нам. И смысл его в том, что осуждение должно быть под запретом для каждого православного христианина. Конечно, рано или поздно судить будут каждого из нас. Но только на Божием Суде.
- 12 Не забывайте про своих святых и Ангелов-хранителей, друзья! Никогда не сдавайтесь перед ударами судьбы! Будьте счастливы и здоровы!
- Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
- Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
- И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
- Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Так грех ли осуждать?
Честно говоря, не ожидал, что среди прихожан моего храма, а также среди родных, друзей и знакомых мнения разойдутся. Одни сказали, что да, это грех. Другие, согласившись, что осуждать ближнего нехорошо, все-таки грехом осуждение не считали. При этом мотивация была простая. Поскольку после грехопадения Адама и Евы мы все живем в мире, где грех есть. Однако среди 7 смертных грехов такого, как осуждение, нет.
Но раз уж мы заговорили о грехах, не могу не привести одно очень яркое рассуждение на эту тему святого Феофана Затворника:
- «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона.
- Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …
- Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.
- Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Напомню, что среди 7 смертных грехов фигурируют гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние, чревоугодие и уныние. В такую цепочку еще в 590 году их выстроил святитель Григорий Великий.
Только вот вопреки расхожему мнению смертных грехов вовсе не 7. Еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов составил свой список грехов, назвав его «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями» и подробно расшифровав каждый.
Восьмым в нем стало «тщеславие». То есть грех, включающий в себя искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши. Кроме того, это стыд исповедовать грехи, желание их скрывать даже перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава.
А что такое осуждение? Это всегда отрицательное мнение о человеке, которого пытаются поймать на чем-то недостойном, относятся к нему с недоверием, с неодобрением. Соответственно вся статья считать его одним из признаков ТЩЕСЛАВИЯ.
Вот такой любопытный расклад, друзья, у нас получается.
«Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»
Напоследок хочу напомнить знаменитую библейскую историю, описанную в Евангелии от Иоанна.
Она про женщину, которая изменила мужу. За что толпа и жаждала её убить. Иисус за неё заступился, сказав свою легендарную фразу:
«Кто из вас без греха, первым брось в нее камень». (Ин. 8:7)
В итоге, как мы знаем, люди разошлись, ибо среди них не было безгрешных
Однако в библейской более подробной трактовке говорится, что Иисус все время, пока люди возмущались недостойным поведением обвиняемой ими женщины, писал на песке грехи каждого из обвинителей женщины. И не только обычные ежедневные, но и те, которые те жаждали бы скрыть от огласки.
А поскольку грехи тайные, страшные, за которые в те времена полагалась смерть, то, выводя на чистую воду этих фарисеев, Иисус фактически писал им в те минуты смертные приговоры.
В Библии сказано, что Иисус не желал Сам озвучивать ту грязь, в которой были замешаны фарисеи. Потому писал на грязном песке, посчитав его единственно подходящим для сих грехов местом.
Таким образом, Иисус пытался остановить этих людей от нового греха. Ибо они, будучи сами виноватыми, не имели никакого права чинить суд другому виновному человеку.
Когда все разошлись, Иисус спросил:
- «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?».
- И она ответила: «Никто, Господи!».
Вот такой урок Иисус преподал всем нам. И смысл его в том, что осуждение должно быть под запретом для каждого православного христианина. Конечно, рано или поздно судить будут каждого из нас. Но только на Божием Суде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что означают слова "Тебе, Господи"?
Герой СВО Александр Трошин «перепрыгнул» сразу через два звания. Даже президент России отметил, что он это заслужил