"Пусть мой опыт послужит строгим предупреждением для людей, стремящихся найти свой путь в жизни," — делится Сергей Журавлев из Краснодара, рассказывая о своем непростом жизненном пути. "Я желаю, чтобы никто не сталкивался с такой же нестерпимой болью. Надеюсь, что ошибки, аналогичные тем, что допустил я в поисках правильного пути, не повторятся у других.
Мое детство прошло в рабочей семье, где уже тогда отношения между родителями оставляли желать лучшего. Они стояли перед выбором: продолжать жить вместе или разойтись (сейчас они проживают раздельно). С годами я вырос, закончил школу, начал работать и, получив первые заработки, стал употреблять алкоголь.
Вопреки неготовности к семейной жизни, я вступил в брак, который закончился разводом и оставил ребенка без отца. Мое пьянство стало ужасающим и долгим. В состоянии опьянения я не замечал страдания близкого мне человека, полного любви, терпения и готовности прощать, который был предан мною.
Мой второй брак также закончился разводом, и снова ребенок остался без отца.
Тогда я начал новый поиск смысла жизни, изнемогая от душевных страданий.
"Что делать? Так продолжаться не может…" — думал я, обращаясь к "системе" Порфирия Иванова, но ощущал только пустоту, снова возвращаясь к водке, которая приносила лишь оцепенение.
Работая много, я стремился открыть собственное дело, однако мои усилия не приносили удовлетворения душе и приводили к накоплению долгов и процентов по ним, что особенно мучило меня. Моя жизнь стала напоминать плавание по бурной и мутной реке, и я не видел выхода из этого состояния, ощущая полную безвыходность. Решение прекратить свою жизнь казалось единственным выходом.
"Средство простое," — думал я, — "и оно решит все проблемы."
В то же время я начал ощущать притяжение к Церкви. Иногда я посещал службы, пожертвовал средства на нужды храма. Перед смертью я решил посетить вечернюю службу, чтобы помолиться за упокой своей души. После службы неожиданно меня пригласили в паломническую поездку по святым местам на десять дней. Я подумал: "Что за разница, уйду я сейчас или через десять дней?" Захотелось перед смертью увидеть святые места, которые я никогда не видел, а задуманное всегда можно осуществить и после поездки. Согласился я на эту поездку.
Два автобуса отправились в паломническую поездку по маршруту Задонск — Дивеево — Санаксарский монастырь, и в тот момент я почувствовал, что моя жизнь начинает меняться, не подозревая, насколько кардинальными будут эти перемены.
В монастыре святого Тихона Задонского, в церкви, я встретил пожилого монаха и нашел в себе смелость попросить его о совете, изложив свои финансовые затруднения. Его ответ был прост: "Молиться Богородице". После купания в источнике святого Тихона Задонского я внезапно почувствовал сильную головную боль, которую связал с прошлодневным употреблением пива в автобусе, осознавая, что это могло стать искушением для остальных паломников. Я стал рычать как сам не свой… Что ж такое… Я пришел к выводу, что пиво и святыни несовместимы, что и привело к таким болевым ощущениям.
В Дивеево отмечался праздник в честь храма. Оба автобуса направились к святому источнику отца Серафима Саровского. У источника была построена часовня, и традиционно первыми в воду погружались мужчины. Я тоже решил окунуться, но, стремясь поплавать, столкнулся с невозможностью это сделать и почувствовал что-то необъяснимое и новое. Опять настигла меня сильная головная боль, и я еле добрался до автобуса, где улегся на заднее сиденье. Боль усиливалась, и я не мог удержать стонов, которые вскоре перешли в рычание и вой. Одна из женщин задержалась в салоне и стала свидетельницей моего странного состояния, на улице также слышали мой рев. К часовне прибыл священник, намеревавшийся провести крещение, но его попросили оказать мне срочную помощь. Отец Владимир (Шикин) молился надо мной, а паломники на коленях вокруг автобуса с зажженными свечами молились за мое здравие. Покидая автобус, священник призвал всех молиться за меня. Позже я с ужасом узнал о его кончине в 2000 году. Это известный священник оказалось, но я тогда никого не знал. Он многих вымаливал. Беснование мне было неизвестно, но как оказалось этим болен был я очевидно.
Мне вручили икону преподобного Серафима Саровского. Обняв ее и прижав к себе, я ощутил, что отпускать ее — значит рисковать повторением происшествия в автобусе. В то время я еще не осознавал всей серьезности своего духовного недуга, этого беснования. Это страшно, просто поверьте, страшно.
В процессе паломничества к монастырю Санаксар мы подъезжали к своему пункту назначения. Нахождение в автобусе не мешало мне ощутить связь с этим местом: взглянув в окно, я впервые увидел его стены, но внутренне чувствовал знакомство с каждым уголком его территории. Моя душа уже блуждала среди его святынь, хотя я физически еще продолжал сидеть на своем сиденье. При вхождении в пространство монастыря, я осознал, что нашел свое предназначение и желание покинуть его не возникало. Жизненные трудности и долги отступили на задний план, и вопросы прошлого больше не волновали меня. Спокойствие и какая-то сила монастырской обители оказывали на меня благотворное воздействие, оживляя душу и принося умиротворение. Повстречалась мне и искренне сочувствующая душа – руководительница нашей паломнической группы, которая оказывала мне поддержку, словно опекун.
Среди обитателей монастыря особое место занимал схиигумен Иероним, духовник обители, чье благословение позволило мне остаться и начать новую жизнь. Хотя некоторые мои внутренние конфликты еще не были полностью разрешены, я находил утешение в труде, молитве, чтении священных текстов и общении с батюшками, что способствовало моему исцелению.
Однако, несмотря на это, в моем сердце зрел страх перед возможностью быть найденным и понести ответственность за мои долги. С тяжелым чувством я обратился к отцу Иерониму, который своими словами успокоения и ободрения помог мне преодолеть страх. Несмотря на то, что я не сразу осознал глубину его слов, на следующее утро я почувствовал себя освобожденным от бремени страха.
В знак благодарности я решил подарить отцу Иерониму два яблока, которые удалось достать на кухне монастыря, ведь что еще я мог предложить в знак признательности – свои кроссовки или джинсовую куртку?
Старец сказал мне: "Скорее благодари Пресвятую Богородицу и Господа, ведь ты был на грани смерти".
Когда я спросил о моем предназначении, старец подтвердил, что оно связано с жизнью в монастыре.
В монастыре мне был рассказан назидательный случай. К отцу Иерониму обратился один из монахов с просьбой о разрешении покинуть монастырь и возвратиться домой. Однако отец Иероним отказал ему и помазал его святым маслом, кистью. Перед лицом повторяющейся просьбы и вновь последовавшего отказа, мудрый старец коснулся кистью уха монаха. Схватившись за ухо, монах спросил причину такого действия, на что отец Иероним ответил, что это для того, чтобы он лучше воспринимал сказанное. Урок из этой истории весьма поучителен.
Вспоминая это, я осознаю, что мне также следовало бы получить подобное напоминание. Отцу Иерониму я задал вопрос о моем месте и получил утвердительный ответ: "Монастырь". Тем не менее, я добился его благословения на отъезд.
Вернувшись домой, я осознаю, что прошло уже три года с тех пор, как я покинул монастырь, и за это время я не достиг ничего значимого, лишь накопил новые долги.
Еще один источник боли в моем сердце – мои дети. Сейчас они обеспечены благодаря их матерям, которые сумели устроить их жизнь лучше, чем я смог бы в молодости из-за недостатка опыта. Однако я считаю, что материальное благополучие не является самым важным. Меня беспокоит, смогу ли я оказать влияние на их будущее и обеспечить им отсутствие чувства беспомощности и одиночества в детстве и юности. Это вопрос, над которым мне предстоит серьезно размышлять.
Тем не менее, я укрепляюсь в уверенности, что осуществлю свою жизненную миссию – вернусь в монастырь. Ныне я тружусь и прилагаю усилия для погашения долгов, утешая себя надеждой на возвращение.
Вернувшись, я ещё преклоню колени у могилы отца Иеронима и попрошу прощения за свое неповиновение.
Рассказано в 2003 г.
Слава Богу за всё!
Другие публикации канала
История Кровоточивого Спаса и других мироточащих икон из Державино, ставших самыми известными во многих странах