Сегодня мы поговорим на такую важную и интересную тему, как история возникновения и развития Русской Православной Церкви (далее – РПЦ).
Сложно сказать, когда именно зародилась РПЦ. Кто-то считает, что это произошло в то время, когда апостол Андрей пришел проповедовать на территорию будущего российского государства, кто-то – что РПЦ зародилась в 988 году, когда Владимир крестил Русь. Кто-то и вовсе выдвигает мнение, что наша Церковь появилась в ХV веке, когда произошла автокефалия Русской Церкви – она стала самостоятельной и независимой от Константинополя. Мы же начнем наше повествование с дохристианских времен.
Итак, после сотворения мира и первых людей произошло грехопадение, которое изменило человеческую природу. После изгнания из рая, первые люди произвели потомство, тем самым, став прародителями всего человечества. Вскоре происходит всемирный потоп по причине развращения людей, после чего народы вновь размножаются от сыновей Ноя (Ной – человек, которого избрал Господь).
Трое сыновей Ноя (Сим, Хам и Иафет) стали предками всех будущих народов. Так, от Хама пошли такие народы, как хананеи, египтяне, филистимляне, хетты, амореи, эфиопы и др. От Иафета – греки, римляне, а также народы, которые расселились в Европе и Азии. От Сима же пошли семитские народы; в числе его потомков есть и Авраам – отец богоизбранного народа Израиля, с которым Господь заключает завет, благословляя Авраама сделаться «отцом множества народов».
Авраам – первый человек, который именуется евреем. У сына Авраама, Исаака, будет двое сыновей – Исав и Иаков; 12 детей Иакова станут родоначальниками 12 колен Израиля.
Народ Израиля окажется порабощен египетским фараоном, но Моисей выводит иудеев из Египта. На горе Синай Господь заключает с израильским народом завет и дарует 10 заповедей Закона Божия, а также другие гражданские и богослужебные законы, нравственные предписания. Было также наставление о построении Скинии (храма) и жертвенника. Законы иудеев, которые сейчас могут казаться жестокими, действительно были еще далеки от заповедей и наставлений Христа, проникнутых милосердием, смирением и любовью. Но для людей того времени даже такие законы уже были стремительным шагом вперед в нравственном плане.
Спустя долгие годы существования иудеев, которых мы не будем касаться в этой статье, в народе Израиля был рожден Богочеловек, Иисус Христос. Он начинает свое служение в 30 лет, проповедуя новые, измененные законы. Так, в частности, он дарует заповеди блаженства и обличает иудейские законы, доведенные за годы существования до крайности и абсурда.
Отметим, что Иисус не отменяет законы Ветхого Завета, а лишь дополняет их, совершенствуя. Он устанавливает таинства Причастия и Крещения, учит народ и своих учеников – апостолов. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23) – здесь мы видим, как Иисус передает апостолам и их ученикам (всем будущим поколениям священнослужителей) право отпускать грехи (этим объясняется ныне существующее таинство Исповеди).
В конце своего земного пути он берет на себя грехи мира и принимает крестную смерть. Искупительная жертва Христа становится важнейшей точкой в истории. В ветхозаветные времена рай был закрыт, а все грешники и праведники попадали в шеол (ад). Христос же сокрушил врата ада, вывел оттуда праведников, а также открыл врата рая.
Ученики Иисуса, по указанию своего Учителя, стали открыто проповедовать после сошествия Святого Духа (в день Пятидесятницы). Это событие считается днем рождения христианской Церкви. От иудеев отделяются те, кто принял Христа, – они и становятся христианами. При этом, христиане становятся новым богоизбранным народом.
Апостолы бросают жребий и идут проповедовать в разные части света. На территорию, где в будущем появится наше государство, отправляется апостол Андрей.
Андрей Первозванный претерпевал множество испытаний: язычники изгоняли его из городов, избивали, но Господь хранил его и совершал чудеса по его молитвам. Однако святое Крещение Русь примет лишь в 988 году, спустя 9 веков.
Весь период существования Русской Православной Церкви, начиная с 988 года (Крещения Руси), мы можем условно поделить на 6 периодов:
- История Русской Церкви в домонгольский период.
- История Русской Церкви до получения автокефалии.
- История Русской Православной Церкви после получения автокефалии до 1700 года.
- Русская Православная Церковь в Синодальный период.
- Русская Православная Церковь в советский период.
- Русская Православная Церковь в Российской Федерации.
История Русской Церкви в домонгольский период (988-1240)
Содержание статьи:
- 1 История Русской Церкви в домонгольский период (988-1240)
- 2 История Русской Православной Церкви до получения автокефалии (1240-1448)
- 3 История Русской Православной Церкви после получения автокефалии до 1700 года
- 4 Русская Православная Церковь в Синодальный период (1700-1917)
- 5 Русская Православная Церковь в советский период
- 6 Русская Православная Церковь в Российской Федерации
До нашествия монголов и попадания Руси в ордынскую зависимость, РПЦ была Киевской Митрополией Константинопольского Патриархата. Первый митрополит Киевский Михаил был избран при Владимире Святом. При Ярославе Мудром возводятся первые монастыри.
На Русь приходит преподобный Антоний Печерский, который является основателем обители в Киеве, получившей вскоре название Киево-Печерской. Во времена раздробленности, усилившейся после смерти Владимира Мономаха, Церковь была единственным институтом, скреплявшим междоусобное государство.
История Русской Православной Церкви до получения автокефалии (1240-1448)
Этот период характеризуется борьбой как с язычеством и иноверием Монгольской империи, так и с католичеством. Благодаря стойкому следованию православной вере, ордынцы, осознав непоколебимость русских князей и русского народа, перестали провоцировать на отречение от веры путем принуждения к совершению языческих обрядов. Уже в 60-х годах XIII века на Русь попадает Сербская Кормчая книга, которая впоследствии будет принята за основу церковного права. Так появилась Русская Кормчая книга.
Церковное имущество было неприкосновенным, под страхом смертной казни запрещалось гонение на православие.
Также важно знать, что в этот период кафедра Митрополита переезжает из Киева во Владимир, а после Владимира – в Москву.
В этот период все еще считавшаяся Киевская Митрополия Константинопольского Патриархата разделяется на Киевскую (под властью Константинополя) и самостоятельную Московскую, поскольку ранее Константинопольский Патриарх вместе с Киевским митрополитом Исидором стали униатами (теми, кто принял решение Ферраро-Флорентийского собора, по которому, по сути, православные церкви могут сохранять свою веру при условии подчинения их Папе Римскому).
История Русской Православной Церкви после получения автокефалии до 1700 года
В 1448 году Собор русских епископов избрал митрополита Иону – с этого момента фактически произошло отделение Московской (Русской) Церкви от Константинопольской. Русский князь Василий II Темный обладает признаками царя, поскольку является главным защитником православия и Отечества.
После падения Константинополя под натиском Османской империи в 1453 г., через несколько десятилетий оформится концепция "Москва – Третий Рим", означавшая, что Русская Церковь становится центром православия, как в свое время были церковными центрами Константинополь и Рим. Русское государство, согласно концепции, является нерушимым земным воплощением Римского царства, которое было еще со времен пришествия Иисуса Христа ("духовное христианское царство").
В годы царствования Федора Иоанновича было учреждено патриаршество, первым Патриархом на Руси стал Иов.
Патриархи на Руси играли важную роль, особенно в период Смутного времени. Как и во времена междоусобиц, Патриарх Московский и православная вера были опорой для русского народа в тяжелейшие времена и позволили ему пройти этот этап.
Также в этот период в Русской Православной Церкви произошла церковная реформа Патриарха Никона в 1666 году, вследствие которой произошел раскол РПЦ, по результатам которого значительная часть духовенства не приняла нововведений и отделилась от Церкви (старообрядцы).
Русская Православная Церковь в Синодальный период (1700-1917)
После смерти патриарха, Петр I запретил избирать нового патриарха на 20 лет. Однако, по истечении этого времени, Петр и вовсе отменил патриаршество, учредив Святейший Синод – орган, состоящий из высшего духовенства и подчинявшийся монарху.
В дальнейшем, большую роль в истории Русской Церкви сыграли такие деятели, как митрополит Филарет (Дроздов) и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. Первый был блестящим догматиком Православной Церкви и автором Пространного Катехизиса Православной Церкви. К. П. Победоносцев был скорее человеком государственным, однако очень религиозным, ввиду чего он распространял консервативную идеологию (в основе которой лежала православная вера), в том числе определив политику Александра III.
Русская Православная Церковь в советский период
В этот период РПЦ претерпевает существенные изменения. В 1917 году созывается Всероссийский Поместный собор, который реставрирует патриаршество и вместе с тем добавляет еще два органа (Священный Синод и Высший Церковный Совет).
Далее, несмотря на избрание патриаршества, Церковь становится отделена от государства во всех сферах, а на самих священнослужителей идут гонения со стороны атеистического руководства советской власти.
Возникает раскольническое движение обновленцев, которое поддержало органы государственной власти. На втором Всероссийском Поместном соборе они приняли резолюцию в поддержку социалистического строя, осудили Патриаршую церковь и объявили Патриарха Тихона низложенным. Патриарх оставил завещание, по которому распорядительные полномочия и власть передавал митрополиту Сергию, которого вскоре Собор епископов избрал Патриархом в 1943 г.
Во времена перестройки для Русской Православной Церкви открылся новый виток жизни: возрождались храмы, освещалась религиозная жизнь, проводились трансляции богослужений по ТВ.
Русская Православная Церковь в Российской Федерации
С 1991 года РПЦ приобретает статус юридического лица. Несмотря на распад Советского Союза, РПЦ остается Церковью транснационального характера, поскольку епархии РПЦ продолжают существовать в постсоветских республиках.
В дальнейшем, в связи с наделением Константинопольским Патриархатом автокефалией Украинской Церкви, Русская Православная Церковь разрывает евхаристическое общение с некоторыми Поместными Церквями: Константинопольской, Элладской, Кипрской и Александрийской.