Итальянский фотограф смог показать миру, как выглядел Христос, а ученые, исследуя Плащаницу, подтвердили, что это лик Христа

Профессор Геннадий Анатольевич Калябин, доктор физико-математических наук Самарского аэрокосмического университета и преподаватель Самарской Духовной семинарии, заслужил признание не только за свои математические достижения, но и за тщательное исследование взаимоотношений между современной наукой и изображением мира в Библии.

В рамках одной из радиопрограмм, транслируемой в прямом эфире, Геннадий Анатольевич обсуждал одну из величайших христианских святынь — Туринскую плащаницу, в ходе чего были раскрыты множество уникальных деталей.

Туринская плащаница на протяжении пяти веков хранится в Турине, маленьком городе Северной Италии. За полтора века до этого она пребывала во Франции, куда её доставил один из крестоносцев после разграбления Константинополя в 1204 году.

До этого, на протяжении нескольких столетий, святыня находилась в Эдессе — одном из первых христианских городов, куда её привезли ученики Христа.

Плащаница была высоко почитаема во Иерусалиме, так как считалось, что это именно то полотно, в котором был завернут и воскрес Господь Иисус Христос.

По еврейским традициям, Иосиф Аримафейский поместил полотно в гробницу, на него положили тело Христа, а сверху накрыли второй частью полотнища. Впоследствии, увидев эти пелены и отдельно лежащий плат после Воскресения, Апостол Иоанн поверил в воскресение Христово, как указано в Евангелии от Иоанна (см. Ин. 20; 6,7).

Интересно. Какие особенности плащаницы убедили Апостола Иоанна в Воскресении?

Профессор считает так:

– По-видимому, Апостол обратил внимание на отпечаток, который таинственным образом проявился на плащанице и имел нерукотворный характер. Со временем ткань пожелтела, а на ней появились более темные желтые пятна, образующие изображение. За две тысячи лет плащаница пережила множество пожаров и катастроф, что оставило на ней множество пятен и загрязнений. Изображение на ней крайне тусклое, и до конца XIX века в католической традиции не существовало особого почитания этой святыни.

Существовало еще предание, утверждающее, что эта плащаница была доставлена из Константинополя и представляет собой ту самую святыню, но в силу того, что изображение на ней было различимо с трудом, она не вызывала значительного интереса. Паломники к ней не стремились.

Но вот что особенно интересно: улучшилось ли с течением времени качество изображения?

Профессор говорит так:

— Нет, однако в конце XIX века, когда плащаницу впервые зафиксировали на фотографии, итальянский фотограф обнаружил на негативе четкое изображение лица, аналогичное тем, что изображены на иконах Иисуса Христа. Наиболее ясная картинка проявилась именно в негативном изображении — в нем отчетливо виден позитив, который никакой художник не смог бы так точно воссоздать.

Плащаница зафиксирована на некоторых исключительно древних иконах. Ее даже называют "пятым Евангелием". Используя научные методы, на ней можно увидеть множество деталей: на лице четко просматриваются раны от тернового венца и ударов, видно, что нос сломан. На изображении спины заметны следы бичевания, а на ребрах — след от копья. Кроме того, на плащанице присутствуют пятна крови.

Но тогда возникает вопрос: каким образом было подтверждено, что это именно та плащаница, в которую был завернут Христос?

И здесь профессор дает ответ:

— В 1930-х годах было выполнено более тщательное фотографирование всех частей плащаницы. Начиная с 1960-х годов, проводятся систематические научные исследования. В первую очередь была проанализирована ткань, которая оказалась изготовлена на очень древнем ткацком станке, давно вышедшем из употребления в Европе, что свидетельствует о ее древности. В ходе другого исследования с поверхности плащаницы была собрана пыль, в которой были обнаружены пыльца разнообразных растений — итальянских, французских, присущих окрестностям Константинополя, где плащаница долгое время находилась, а также тех редких засухоустойчивых растений, которые встречаются исключительно в районе Иерусалима.

В 1988 году туринская плащаница подверглась радиоуглеродному анализу, признанному надежным методом датирования. Для этой процедуры были изъяты небольшие образцы материала, каждый размером около одного квадратного сантиметра, которые были исследованы тремя независимыми командами ученых из Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов.

Результаты исследования указали на то, что волокна, из которых изготовлена плащаница, происходят из периода между 1260 и 1395 годами нашей эры, что значительно моложе ожидаемого возраста святыни. Это открытие вызвало радость среди атеистов и разочарование в кругах верующих, хотя само изображение на плащанице до сих пор не нашло научного объяснения.

После первоначального сбивчивого периода было предложено несколько объяснений возможных причин ошибочной датировки. Так, отрезанные для анализа фрагменты были взяты с краев плащаницы, которые были обшиты в стиле, характерном для средневековых изделий, что подталкивает к мысли, что возможно использование материала из этого времени для нашивки. Кроме того, плащаница неоднократно подвергалась воздействию огня, включая крупный пожар в 1532 году и более недавний инцидент в 1997 году, когда она чудом была спасена итальянским пожарным из пламени сгоревшего собора. Во время пожаров на ткань мог оседать углерод, изменяющий её радиоуглеродный состав и, следовательно, сдвигающий датировку в сторону более раннего возраста.

Существуют и другие теории, которые предлагают альтернативные объяснения неточности датирования. Профессор физики и священник Глеб Коледа предложил свою гипотезу, которая одновременно разгадывает две загадки: происхождение изображения на плащанице и причину определения её неожиданно молодого возраста.

Во время Воскресения имел место быть выдающийся феномен — яркий свет необычного рода. Евангелие также делает на это акцент. Вероятно, именно это свечение привело к образованию следа на Плащанице и одновременно повлияло на радиоактивный состав ткани, что объясняет её возраст.

Существуют иные методы датирования, которые ещё не были использованы. Однако существующие методы, применяемые археологами, включая анализ структуры ткани и исследование пыльцы растений, представляют собой весьма надежные инструменты, которые недвусмысленно указывают на значительную древность этого артефакта.

Поэтому у нас есть все основания считать Плащаницу аутентичной.

Тогда возникает вопрос: следует ли нам полагать, что мы можем увидеть образ Христа?

Профессор говорит:

— Безусловно. И образ этот сходен с теми, что изображены на иконах. На древнейших иконах визуальные отличия представления Спасителя значительны: другая форма бороды, черты лица и так далее. Иконописцы создавали образы, опираясь на устные передания, но с момента появления Плащаницы в Константинополе, изображения стали унифицированными, как будто выполненные с натуры или фотографии. Действительно, этот "снимок" остался на Плащанице. Туринская Плащаница иногда сравнивается с Нерукотворным Образом, и некоторые духовные лица полагают, что именно Плащаница и есть тот самый Нерукотворный Образ, хотя это всего лишь одна из точек зрения.

На Плащанице видны следы тернового венца, следы пробития на руках, причем гвозди были вбиты в запястья, что подтверждает физическую реальность крепления тела к кресту, и следы на ногах. Также заметны следы римских бичей со свинцовыми шариками или полосками, которые оставляли следы на теле. Эти отметины сами по себе свидетельствуют о старине, поскольку подобные бичи уже давно не используются.

В Эдессе, расположенной на границе Турции и Сирии, Плащаница примерно сто пятьдесят лет была замурована в стене из-за опасений нашествия персов. В стене над входом в город была выемка, где и хранилась сложенная Плащаница. Город был взят персами, но святыня осталась неповрежденной.

Существует еще и плат Вероники, на котором зафиксированы следы крови Христа, принадлежащие той же кровной группе, что и обнаруженная на Туринской плащанице – группа четвёртая. Не исключено, что существуют и другие подобные святыни, о которых нам пока неизвестно. Несмотря на это, Туринская плащаница сохранилась и дошла до современности. И можно смело говорить, что она подлинная и теперь мы можем видеть лик Христа.

Слава Богу за все!

Другие публикации канала

В Армавире произошло чудо: лик Богородицы сам проявился на стекле, а икона сама обновилась, став ярче и светлееПравославие.ONE4 июняСтарец Зосима предсказал падение Лавры на Украине и большую благодать в России, а так же единение братских народовПравославие.ONE2 июня

Comments (0)
Add Comment