Как правило, каждый человек сталкивался с гневом и раздражительностью в той или иной степени. Но как избавиться от них, знает не каждый. Сегодня мы как раз поговорим об этом.
Для начала определимся с понятиями гнева и раздражительности. Гнев бывает трех видов: гнев Божий, гнев как сильная естественная реакция души и гнев как греховная страсть. Человеку присущи только два последних вида, из чего мы можем понять, что есть так называемый "праведный гнев" и гнев греховный.
Любой гнев – это нарушение равновесия души, но не любой гнев является греховной страстью. Праведный гнев был присущ и Иисусу Христу, когда он прогонял торгующих в храме, и Иоанну Крестителю, когда тот обличал фарисеев, называя их порождением ехидны – такой гнев рождается из любви к ближнему и стремлении наставить его на истинный путь. Святые отцы говорят, что праведный гнев направлен на борьбу со страстями. Иоанн Златоуст наставлял людей, чтобы гневом человек бил свои греховные страсти.
В Священном Писании Нового Завета Сын Божий учил нас, что тот, кто гневается «на брата своего напрасно», подлежит суду (Мф. 5:22). Также апостол Павел в послании к Ефесянам наставлял: «гневаясь не согрешайте» (Еф. 4:26). Все это приводит нас к двум выводам: во-первых, напрасный гнев является грехом; во-вторых, наличие гнева еще не свидетельствует о совершении греха.
Греховный гнев также можно охарактеризовать как «извращенное проявление раздражительной части души». Раздражительность является формой проявления страсти гнева.
Итак, теперь перейдем к тому, какие есть пути решения преодоления гнева и раздражительности.
Священник Валерий Духанин учит нас, что раздражительность появляется из «немирного сердца», то есть из-за того, что внешние обстоятельства нарушают гармонию нашего сердца. Поэтому отец Валерий советует в таком случае обращаться к Господу с Иисусовой молитвой, произнося ее искренне, с чистым сердцем.
Иеросхимонах Лев (Наголкин), старец Оптиной пустыни, наставляет нас признавать свою немощь и смирение – это позволит побеждать греховные страсти: гнев и раздражительность.
Преподобный Макарий Оптинский наставляет нас при каждом злом помысле удерживать себя от оскорбительных высказываний, от всякого проявления внешней агрессии, вместо этого направляя гнев и раздражение на себя, доводя его до самоукорения (за несохранение мира в сердце) и смирения.
Отметим также, что первый шаг на пути к преодолению греховных страстей – это осознание человеческой власти над ними. У нас есть свободная воля, и мы можем распоряжаться ею, в том числе – контролировать свои эмоции и чувства. Церковь наставляет нас бороться с гневом и раздражительностью посредством поста, молитвы, развития в себе противоположных страстям добродетелей и, в крайних случаях, не пренебрегать обращением за помощью к специалистам – психологам и психиатрам.
Однако избавляться от гнева путем "выпуска пара" (крики, битье стен или груш) Церковь не считает правильным, поскольку эти способы лишь перенаправят негативную энергию во вне, оставляя без внимания причины, кроющиеся в нашем сердце и вызывающие у нас гнев и раздражительность. Также такой способ при частом использовании может пойти во вред: избавляясь от греховных страстей таким способом, мы рискуем использовать эти методы во время разговора с ближними, в результате чего причиним им боль или, во всяком случае, сделаем только хуже.
В завершение приведем слова святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Они как нельзя лучше отражают тот путь борьбы с гневом и раздражительностью, который мы описываем.