В поле нашего зрения сегодня учение Иисуса Христа о молитве.
11-я глава Евангелия от Луки, где говорится следующее:
И после того, как текст этой молитвы был произнесен, и ученики ее выслушали, запомнили, Господь сказал несколько притч, которые объясняют некоторые качества молящегося человека.
Одним из условий «слышимости» молитвы является примирение с ближними. Вспомните, когда Господь говорит, что если ты принес дар к алтарю и вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя, то оставь дар у твоего алтаря, пойди примирись, потом придешь принесешь. То есть духовные жертвы принимаются Богом при условии примирения с окружающими людьми.
Молитва требует веры, по словам Господним. Все, во что мы, молящиеся, веруем и просим, то будет нам. Мы получаем просимое по мере глубокой веры. Веру нужно укреплять в человеке. Молитва требует незлобия, простоты.
Молитва требует целого ряда таких вещей, которые открывают наше сердце для разговора с Богом и преклоняют ухо Божие. Как Давид говорил:
«Преклони ухо Твое мне».
Еще одно характерное качество молящегося – это неотступство, настойчивость, постоянство. В пример постоянства Христос приводит следующего человека:
«Если кто из вас, имея друга, скажет ему: “Друг, дай мне несколько хлебов взаймы. Ко мне пришли гости, я нуждаюсь в пище”.
И услышит из-за двери: “Не тревожь меня, я уже на постели, дети мои со мной, приходи потом”, то, если он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
Ситуацию можно себе представить. Каждый из нас, улегшись, успокоившись, окруженный детьми, не захотел бы вставать, вскакивать и идти рыться в своих запасах, отдавать то, что просят.
Конечно, любой бы сказал: «Имейте совесть!».
Когда нам звонят и будят нас, мы можем закономерно раздражиться: «Разве для этого нет дня? Разве вы не могли позвонить раньше?».
Так вот, Господь говорит, что по неотступности даст, если не даст по дружбе.
Это не что иное, как призыв Христа настойчиво молиться и стучать в дверь милосердия Божьего.
Если угодно, эти слова являются олицетворением ранее Христом сказанных слов:
«Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам».
Всякий просящий получает, всякий ищущий находит и всякому стучащему отворят.
Значит, нужно толкать эти двери милосердия Божьего, покуда есть время, потому что наступит тот час, как в притче о девах мудрых и безумных. Господь скажет: «Не знаю вас».
То есть могут сроки пройти. Может наступить то время, когда бесполезно будет стучать в двери милосердия Божьего.
Но ныне, сегодня, как раз время благоприятное, ныне время спасения. И нужно ударять в двери божественного милосердия. Неотступно просить того, что нам надо.
Неотступство в молитве проверяет искренность наших намерений. Когда мы долго просим одного и того же, мы, по сути, испытываем свое желание, испытываем свою уверенность в том, что нам нужно. Иногда человек просит, и посреди молитвы вдруг понимает, что не надо ему это. Он другого хочет. Он, оказывается, не до конца знал себя.
Если бы Господь тут же спешил исполнять наши желания, на нас бы посыпались как раз не как из рога изобилия различные блага, на нас бы посыпались проблемы, которых мы не ожидали. Потому что подавляющее большинство того, о чем мы просим, не нужно нам. Потому что мы себя не знаем.
Когда человек неотступно и усердно просит одного и того же, он проверяет свое сердце, он испытывает себя, глубину своего духа, нуждается ли в том, о чем просит, по-настоящему. И, конечно, когда он полностью уверен, что ему это надо, когда вся его жизнь превращается в вопль об одном и том же, тогда в ответ на такую долготерпеливую и усердную молитву приходит просимое.
Богу не жалко сделать все, не утомляясь и не утруждаясь, одним словом своим Он создал многообразие видимого и невидимого мира. Господь не жаден, и не горд, и не зол. Он может дать нам все за одну секунду, но мы должны быть готовы к восприятию даров. Именно долговременные прошения, терпение и усердие в молитве готовят нас, приготовляют вместилище для даров, готовых излиться.
Еще одну притчу Господь предлагает нам в олицетворение молитвенной настойчивости.
Господь в Евангелии от Луки говорит об одной старой женщине, вдовице, которая приходила к судье. Судья был бесчеловечен, не боялся Бога, не стыдился людей.
Есть такие экземпляры, которые не имеют страха Божьего и абсолютно не имеют стыда. Не краснеют, когда врут, смотря в глаза, могут обмануть, не стыдятся. Есть такие люди. И в те времена, когда Господь говорил эту притчу, люди могли даже сомневаться, есть ли такие бессовестные. Сегодня мы знаем, что таких много.
К этому судье вдовица приходила и просила его помочь ей в чем-то. А тот совершенно не хотел этого делать. Ну нет у него ни одного мотива для этой деятельности. Не любит он людей и Бога не боится. Не собирается он помогать какой-то бедной старухе. Однако она надоела ему. И по смыслу притчи дальше говорится, что судья размыслил в себе:
«Помогу ей, потому что хотя и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но вдовица эта делает мне труды, то есть утомляет меня, докучает мне постоянными просьбами. Помогу ей ради ее неотступства».
Если так поступает человек неправедный, то как же поступит милосердный Бог, который сам ищет как раз боголюбцев и любителей молитвы? Он, конечно, спешит на встречу к ним, спешит с живыми ответами, то есть с готовыми исполнениями наших прошений, если они благи, если они нам на пользу.
В таких притчах Христос нам преподносит очень важную сторону своего учения, как раз о настойчивости, о неотступности, о терпении в молитве. Об этом же говорят и святые апостолы. Например, апостол Павел говорит нам:
«Долго терпите в молитвах».
И это есть ответ на то, почему в церкви так часто просится, в принципе, одно и то же. Наиболее частыми словами, повторяемыми в храме, являются слова «Господи помилуй», «Кирие элейсон». То 40, то 12, то 120, то 10 раз повторяются они в различных службах, на каждой ектении. Это выражение одного из таких евангельских моментов – неотступность, постоянство, усердное толкание, стучание в двери, милосердие Божье.
Поверьте, что именно молитва церкви, неотступно и ежедневно совершаемая, как раз проходит небеса и низводит на нас, сверху вниз, от Бога к людям, многочисленные благословения и щедроты.
Будучи людьми молящимися, взывающими к Создателю, мы должны знать, что чтобы наши прошения пришли к нам от Бога как дар, мы должны быть, конечно же, и любовны, и примирены с ближними, и чистосердечны, и при этом непременно настойчивы и долготерпеливы в молитвах.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
Как нас на самом деле защищает молитва? Ответ дал священник
При входе в храм важно не только креститься, но и творить молитву. Объясняем почему Опасность молитвы за других. Объясняет монах Андроник Обязательно прочтите эту молитву при посещении кладбища