Существует множество грехов, которые могут быть неприметны на первый взгляд, но от которых достаточно тяжело избавиться. К таким грехам можно отнести, конечно, страсть к осуждению.
Прежде всего отметим различия между рассуждением (добродетелью) и осуждением (грехом): когда человек рассуждает о грехе ближнего, его сопровождают чувства любви и сочувствия; в то время как осуждение идет из ненависти, злорадства или жажды мести.
Существуют различия между обличением и осуждением: обличение подразумевает действия, при которых человек пытается донести до ближнего, что тот совершает грех, но донесение этой мысли должно происходить, опять же, из любви, и ни в коем случае не иметь форму прилюдного унижения. Важно уметь подбирать нужные слова и находить правильный подход к ближнему, чтобы не усугубить ситуацию и не ранить человека.
Осуждение же, прикрывающееся обличением, часто совершается как раз в форме унижения, причем прилюдного. Человек в такой ситуации вряд ли руководствуется любовью и задумывается о чувствах ближнего и пользе своих действий для него; чаще всего такие действия берут корни из высокомерия, тщеславия и злорадства по отношению к чужим грехам.
Итак, мы кратко обозначили различия. Но что нужно делать, чтобы избавиться от осуждения?
Прежде всего, стоит полностью признать в себе эту страсть и ни в коем случае не пытаться оправдать. Как говорится, признание проблемы – первый шаг на пути к ее исправлению.
Не лишним будет научиться ставить себя на место другого человека, чтобы попытаться понять причины его поступков. Однако это все равно не позволит полностью прочувствовать и понять человека, ведь мы не можем прочесть его мыслей и таким образом узнать о причинах, побудивших его поступить именно так. Здесь стоит просто помнить о том, что наш взгляд на ситуацию субъективен: мы можем начать думать о поступке человека, но не знать каких-то важных деталей, которые могли бы полностью перевернуть наше представление о ситуации.
Хорошим методом в борьбе со страстью осуждения может служить общение с людьми, во время которого можно научиться лучше понимать людей, а также проникаться их проблемами и переживаниями.
Следует сказать, что научившись принимать себя, можно также научиться принимать других. Как следствие, пропадет осуждение, но появится понимание и сочувствие.
В любой ситуации следует ставить себе в пример Иисуса Христа. Как мы помним, фарисеи скверно относились к блудникам и разбойникам даже после их покаяния, чего нельзя сказать о Христе, который с любовью разговаривал с грешниками, когда те каялись в грехах и приходили к нему. Он видел их сердце, стремящиеся к покаянию, а потому не осуждал.
Впрочем, он не осуждал и тех, кто не раскаялся, а молился о них, любя и сочувствуя. Как тогда, на Голгофе: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Христос столкнулся с непониманием, несправедливостью, предательством со стороны людей, но все равно не утратил любви к человечеству и не проявлял осуждение.
Нам стоит стремиться именно к такому уровню любви к ближнему. Если мы научимся искренне сочувствовать обижающим и оскорбляющим нас, будем проявлять к ним любовь и молиться за их исцеление и спасение, а также не таить обиду, то, несомненно, мы приблизимся ко Христу.
Иисус показал нам также пример правильного обличения. Общаясь с учениками, он понимал, какой подход нужен к каждому из них. Видя духовную слабость Иуды, он обращался с ним особенно ласково, понимая, что прямого и более строго обличения Иуда не выдержит. Обличение других апостолов, ввиду их духовной стойкости, напротив, имело более прямолинейный характер.
Искренне стремясь быть похожими на Христа, а не на фарисеев, постоянно работая над собой, мы неизбежно увидим результаты своих трудов.