Не получается сосредоточиться на службе и молитве? Разные мысли не оставляют ни дома, ни даже в церкви во время богослужения? Советы, как поступать в таком случае, дают батюшки.
Вопрос:
«Здравствуйте! Прошу у вас совета. Как быть, если священники во время богослужений в алтаре постоянно разговаривают между собой, и часто по телефону во время литургии на Всенощной, сотрудники храма постоянно разговаривают меж собой. Бывают разборки во время литургии.
И прихожане, видя все это, постоянно разговаривают, не обращая внимания на замечания. «Гундеж» в воскресный день стоит в храме с самого утра и практически до конца службы. На службе не слышишь хора, а только разговоры, обсуждения.
Может быть, стоит приход сменить? Дайте, пожалуйста, совет».
Ответ священника Павла Островского:
Приведу слова Господа Иисуса Христа, которые касаются духовенства. Господь говорит в Евангелии от Иоанна:
Вы знаете, чаще всего нам даже сама интуиция, внутренний голос подсказывают, какой голос родной и нужно за ним идти или нет. Да, мы не ориентируемся всегда только на свой внутренний голос, потому что он может обмануть.
Конечно, мы ориентируемся сначала на Священное Писание. Благодаря чтению Священного Писания наш внутренний голос становится верным.
Но в вашем вопросе уже есть ответ. Безусловно, если никаких других способов решить проблему не будет, конечно, надо ходить в тот храм, где есть благочестие. И ходить в то место, где вас будут постоянно провоцировать на осуждение, где вас будут постоянно, в том числе и сами священнослужители, отвлекать от молитвы, не надо.
Но прежде чем уходить, сначала надо попробовать самый естественный и правильный способ. Снимите на видео, когда стоите в храме, все это безобразие. Потом приезжайте в местное Епархиальное Управление, договоритесь на встречу с секретарём и покажите ему это видео. Попросите, чтобы начальство вмешалось и как-то разобралось.
Собственно, начальство для этого и поставлено.
Епископ – это же даже переводится как «надзиратель».
Он призван Богом смотреть за тем, чтобы было благочестие. Очень надеюсь, что ваша местная священническая власть, высшая, епископская, она разберется с этим, и у вас в храме наконец-то наступит благочестие и благочиние.
А если, к великому сожалению, ничего не поможет, тогда, конечно, ходите в другой храм, чтобы хотя бы вы свою душу не губили. При этом отдельно замечу, что не нужно осуждать этих священников. Нечего осуждать тех, чья участь будет ужасна.
В свое время святитель Иоанн Златоуст говорил так, что большинство духовенства не спасется.
Все-таки со священника особый спрос. Он и правда должен являть пример Христа, в том числе и своим прихожанам. И если он это не являет, а благодать священства имеет, то, как говорил Христос, кому больше дается, с того и больше спрашивается.
Так что чего осуждать священников, если они находятся в ужасном положении, на грани вечной гибели. Помолитесь лучше за них, чтобы как-то Господь их вразумил, чтобы они одумались и вели себя правильно.
Вопрос:
«Подскажите, как научиться собирать мысли, ум во время чтения молитв? Я во время чтения то суп варю, то плитку для кухни ищу. Всё, что угодно, только не внимание к читаемому».
Ответ иеромонаха Назария (Рыпина):
Почему мы не можем собраться? Потому что у нас нет страха Божия, любви к Богу тем более. Не случайно Священное Писание говорит:
«Всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое».
Безусловно, это то начало, без которого невозможно хоть как-то настроиться на духовную волну, и каким-то образом сделать способным свое сердце вместить Божью благодать и присутствие Божие.
Поэтому, конечно же, чтобы быть внимательными, нужно располагать свой ум, начиная с этого. А через ум уже наше сердце откликается на то, чтобы быть во внимании перед Творцом, осознать перед кем я предстою. Потому что даже с каким-то не очень высоким начальником, от которого как-то зависит наша жизнь, служебное положение, заработная плата, мы будем внимательны, трепетны, благоговейны.
И нужно себе напомнить, перед кем я предстаю, когда я встаю на молитву. Перед Творцом неба и земли, перед которым трепещут даже ангельские силы. Нам нужно помнить, с кем мы вступаем в диалог и до кого мы хотим донести что-то, если мы хотим, конечно же, что-то вообще донести.
Важно осознавать, что я не совершаю какую-то вычитку положенных правил, а словами этих правил пытаюсь помолиться Богу, пытаясь хоть как-то вступить в диалог с Творцом. И понятно, что мы не ждем какого-то непосредственного ответа, но, безусловно, должны понимать, что Господь нам отвечает через какие-то обстоятельства нашей жизни, через внушения в наше сердце, так или иначе.
Безусловно, не нужно быть слишком легковерным и ожидать очень многого, потому что так можно впасть тоже в крайность и быть обманутым демонами, которые пронырливы, пытаются войти в контакт с человеком, навязать ему свою волю.
Нужно быть внимательным, не спешить, но обратный ответ должен быть. Поэтому мы тоже должны это понимать, что мы не молимся в никуда. Эти мысли о благоговении перед Богом, перед Творцом, мысли о том, что я вступаю в живое общение с живой божественной личностью, с божеством, они должны приводить наш ум в благоговейный трепет, собранность и определенный страх.
Страх оскорбить Бога. Пусть сперва это может быть рабский страх. Потом уже страх потерять свою мзду. В конечном счете, страх сына – страх оскорбить Творца и его любовь. Вот об этом нам нужно помнить и таким образом настраиваться на молитву.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео Youtube-каналов Жабынского монастыря и канала Экзегет.
Также читайте:
«Для одного это трагедия, а для другого – нормальное состояние»: Паисий Святогорец о важности мира в душе
Почему нельзя поучать и убеждать в чем-то близких? – Мудрый совет от старца Фаддея Витовницкого Молитва в одну строку для тех, кто в полнейшем унынии и ценные советы по избавлению от сильной грусти Есть одно условие, при котором ранее прощенные грехи не простятся никогда