Как нужно каяться, чтобы грех отпускался?

Истинное покаяние подразумевает осмысление своего греха, сокрушение о нем и стремление его оставить. Завершающим этапом покаяния служит исповедь, на которой нужно, прежде всего, каяться от всего сердца, и желательно своими словами. Бездумное перечисление грехов по брошюрке, купленной в церковной лавке, к сожалению, пользы не принесет.

Бывают случаи, когда человек раскаивается в своем грехе, исповедует его, но вновь к нему возвращается. Потом снова исповедует, снова возвращается, и так раз за разом. Стало быть, человек кается не искренне? Вполне возможно, что искренне. Случается такое, что человек плачет и сокрушается о своих прегрешениях, но все равно не может оставить их.

Конечно, Господь прощает человека ровно столько раз, сколько он просит за них прощения (В Евангелии от Матфея Иисус учит прощать ближнего «до седмижды семидесяти раз», что имеет символичное значение, подразумевающее бесконечное всепрощение. Это наставляет нас быть подобными Господу в смирении и доброте, поскольку у Него нет границ в количестве прощений).

В этом случае стоит не опускать руки, ведь Господь прощает грешника раз за разом и верит в него; нужно просто приложить чуть больше усилий в победе над своим грехом. Ведь если делать все возможное со своей стороны, Господь непременно поможет нам. И, в конце концов, единственным непростительным грехом является грех нераскаянный, о котором мы поговорим дальше.

Нераскаянный грех действительно считается единственным непростительным грехом. Но существуют слова Иисуса в Священном Писании, которые многих могут смутить и даже вызвать тревогу. Итак, обратимся к Евангелию от Матфея, главе 12, стиху 31: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». И если хула Святого духа не простится людям, значит, к этому греху стоит относиться как к непростительному. В таком случае, не каждый грех может быть прощен покаянием, а согрешившего хулой на Святого Духа непременно ждет ад?

На самом деле, непростительный грех в виде хулы на Духа Святого подразумевает то же самое, что и грех нераскаянный. Фарисеи, к которым обращался Христос с приведенными выше словами, отрицали Божественную благодать, приписывая ее действию бесовских сил. Подобная, высшая степень безверия, наступает при продолжительном и упорном отказе от Бога. То есть, это не какой-то определенный грех, а такое состояние человека, когда он раз за разом возвращается ко греху, отрекаясь от Бога, а потому, в конце концов, его сердце перестает слышать голос Божий и уже не чувствует потребности в прощении.

Очень хорошо это иллюстрирует следующий пример: представим, что человек возводит стену из кирпичей, которая постепенно отделяет его от Господа. Он кладет кирпичи один за другим, из-за чего голос Божий слышится уже не так хорошо; и вот, наконец, он кладет последний кирпич, который окончательно обрывает связь между Богом и человеком и лишает последнего возможности слышать Его голос.

В этой аналогии непростительный грех – это состояние человека, уже построившего стену, положившего последний кирпич. Конечно, Господь простит даже такого грешника, да только вот человек, находясь в состоянии непростительного греха, не испытывает потребности в прощении. А если нет потребности в прощении, нет и покаяния (поэтому тот, кто боится, что впал в непростительный грех, на самом деле не совершал его, потому как тревожится об этом и чувствует потребность в прощении).

Поэтому, подводя итог нашего сегодняшнего разговора, мы с уверенностью можем сказать, что главное в прощении грехов – искреннее сожаление и сокрушение о них, а также твердое намерение их оставить. Ничего страшного нет в том, что не получается избавиться от греха сразу, главное – прикладывать все возможные усилия, молиться Господу с просьбой о помощи и уповать на Его силу и благодать.

При этом, нужно относиться к своим грехам со всей серьезностью. Нельзя грешить намеренно, в надежде на то, что Господь все простит, ведь таким подходом человек неизбежно воздвигает ту самую стену между собой и Небесным Отцом.

Comments (0)
Add Comment