Сегодня мы поговорим о том, как различить испытание от Бога и искушение от дьявола.
Протоиерей Александр Тылькевич, отвечая на этот вопрос, говорит о том, что не стоит ставить клеймо на каком-либо событии, потому как поначалу мы можем оценивать событие как негативное, а впоследствии можем понять, что это пошло нам на пользу. Священнослужитель советует жить по воле Божьей, молиться, делать то, на что есть способность, а прожив жизнь, мы уже и сами поймем, что было искушением от дьявола, а что испытанием от Бога.
Бывший священнослужитель Владимир Головин солидарен в этом вопросе с вышеупомянутым протоиереем. Он говорит о том, что нам совсем необязательно знать, что является искушением, а что испытанием, потому как гораздо важнее то, как мы будем вести себя в сложившейся ситуации: «Важно не от кого, а важно как пройти через это и к какому результату прийти».
Священник Игорь Сильченков объясняет, что все искушения приходят от дьявола, а все испытания от Бога, потому как Господь никого не искушает, а лишь испытывает, насколько мы исправили свою жизнь, что у нас в сердце. Господь с помощью испытаний выводит наружу то, что в нас сокрыто. Искушения, несмотря на то, что приходят от дьявола, попускаются до какой-то степени самим Господом. Вспомним даже многострадального праведника Иова, который потерял все, но каждый раз, прежде чем забрать что-либо у него, дьявол приходил за разрешением к Богу.
Зачем же Господь попускает искушения? С помощью них миру могут явиться наши добродетели, а нам самим – наши слабости и немощи. Из-за своей гордыни мы можем не замечать своих грехов и часто считаем, что достигли определенной духовной чистоты, каких-либо духовных дарований (милосердия, любви, смирения), поэтому искушения и испытания помогают нам на пути к духовному росту.
Преподобный Анастасий Синаит, святой подвижник и православный богослов, живший в VII веке, в своем труде "Вопросы и ответы" затрагивает тему наказаний (воспитаний, научений) и искушений, исходящих от Бога, от наказаний и искушений, исходящих от дьявола. Он говорит о том, что порой причиной опасностей и искушений, которым мы подвергаемся, является не Бог и не дьявол, а мы сами: наша невнимательность и неспособность к правильному рассуждению. Рассуждая об искушениях от Бога, преподобный говорит о том, что они не лишают душу благой надежды, как это было в ситуации с Иовом. Искушения от дьявола, напротив, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью.
Протоиерей Павел Великанов на вопрос о том, Бог или дьявол искушает нас, отвечает, что искушает себя прежде всего сам человек. Он приводит в пример библейский ветхозаветный сюжет грехопадения первых людей (Адама и Евы) и говорит, что искушение происходит из-за того, что человек самостоятельно выстраивает свою собственную систему координат, и определяет сам, что есть добро, а что зло. Именно таким образом, по мнению священнослужителя, согрешил Адам – он согласился с тем, чтобы "быть как боги", то есть, как Господь, определять добро и зло. Поэтому искушения, прежде всего, священник видит в человеческом мировоззрении и разуме.
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) отмечает, что нужно смотреть на вещи с точки зрения Божьего Промысла, Который «печется о нашем спасении». Искушения, по версии старца, нужны каждому человеку – кому-то в большей степени, кому-то в меньшей, но каждому по возможности, чтобы достичь смирения и терпения в обучении. Также уместно привести следующие слова старца:
«Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем».
Из этих слов можно вывести, что искушения посылаются нам Господом.