Умение прощать является важным навыком для любого человека (и не только христианина), потому как накопленные обиды могут не просто мешать жить и выстраивать взаимоотношения с людьми, но и буквально выжигать душу – такое чувство, наверняка, знакомо многим. Поэтому сегодня поговорим на такую важную тему, как прощение: обсудим, как учиться прощать и как понимать, удалось ли простить обидчика.
В первую очередь, стоит не обманывать себя и признать обиду, выговориться и выпустить накопившиеся эмоции. Также стоит помнить, что подобные чувства и эмоции вполне естественны – за них не следует испытывать стыд или смущение. К тому же, у любого поступка есть свои причины, даже у самого неприятного, поэтому можно также попробовать понять своего обидчика. Кроме того, за каждое зло человек понесет наказание, в том числе и обидчик: осознав это, можно проникнуться к нему сочувствием. Ведь и мы сами грешники, и от того, что грешим иначе, чем наши обидчики, не перестаем быть грешниками.
Можно также укреплять себя мыслью, что ничто не дается нам просто так, но также не дается ноши сверх наших сил. Через душевную боль от неприятной ситуации, спровоцировавшей обиду, человек очищается.
Как же понять, простил ты обидчика или нет? Когда мы вспоминаем прожитые события и самого обидчика, сердце не должно сжиматься и вызывать вновь душевную боль, ведь это будет свидетельством того, что обида не прошла, что она все еще тлеет в нашей душе. Когда же мы отпускаем обиды, воспоминания об обидчике не обжигают сердце, а оставляют в душе спокойствие и принятие ценного опыта. Чтобы этого достичь, нужно, конечно, работать над собой и упорно молиться, особенно если обида по-настоящему тяжелая.
Господь, несомненно, прощает каждого кающегося. В отношениях между людьми также бывает проще простить человека, когда видишь искреннее раскаяние и слышишь слова извинения. Значительно сложнее простить того, кто и не думает извиняться. В таком случае некоторые люди начинают молиться о том, чтобы обидчик осознал свою неправоту: «Господи, пусть этот человек поймет, что обидел меня, и раскается». В таком молящемся говорит обида.
Молиться следует не об осознании обидчиком своей вины, а о его прощении, ведь, как мы знаем, за грехом последует наказание. И уж тем более не стоит молиться об отмщении. Как мы помним, Ветхий Завет предписывал соразмерную месть («око за око, зуб за зуб»), но Новый Завет говорит нам отказаться от мести: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:19).
Также стоит сказать, что прощение человека не подразумевает обязательное сохранение отношений с ним. Ведь простить – не значит забыть. Нужно извлекать из ситуации необходимые уроки и делать выводы, как в дальнейшем строить взаимоотношения с человеком. Например, многие практикующие психологи считают, что прощать измену партнеру и оставаться после этого в отношениях с ним можно (и нужно) всего один раз. После второго предательства целесообразно простить человека и отпустить, дабы избежать нового негативного опыта.
Такой исход будет полезен и для партнера, потому как таким образом можно избавить его от соблазна очередного предательства. Вдобавок к этому, прекращение отношений с партнером, который опускается до предательств, может заставить его переосмыслить свое поведение и подтолкнуть к работе над собой.
Руководствуясь принципом христианской любви к ближнему и прощая обидчика, который не раскаивается, следует предпринять меры, чтобы подобное не повторилось. Ведь то, что мы христиане, совсем не означает, что мы должны позволять обманывать себя снова и снова.