Слово «канон» с греческого языка переводится как «правило». И в православной церкви есть несколько значений этого слова. С одной стороны, это богослужебное последование, и с другой стороны, это само по себе правило, какой-то регламент для того, чтобы что-то не делать или, наоборот, что-то сделать.
Некоторые каноны, которые имели место быть только в той исторической ситуации, которая бытовала в древней Церкви, сейчас не имеют места быть. Например, это канон из 100 правила Карфагенского собора, который говорит о первенстве Римской империи.
Но есть каноны, которые касаются общих правил поведения – поведения священнослужителей, поведения мирян и вообще жизни Церкви. То есть те правила, которые регламентируют жизнь Церкви, жизнь паствы, и они имеют место быть и сейчас.
Есть еще так называемые оросы – это каноны, которые имеют догматический характер. Они имеют место быть всегда, потому что это догматические постановления Церкви. То есть это результат борьбы церкви с ересями.
Церковь основывает свое представление о канонах и саму мотивацию их исполнения на двух цитатах из Священного Писания:
Потому что через эти правила подтверждается проповедь апостолов. И если человек не исполняет эти правила, то получается, нарушается суть апостольской проповеди. То есть она практически вся отрицается основным парадоксом.
Парадоксом, который наблюдается в сегодняшних реалиях, – это то, что каноны, к сожалению, не исполняются. Сейчас они представляют собой некую архаичность, некую ретроспективу, которая забывается всеми и считается, что когда-то это было, и сейчас это не нужно исполнять.
К сожалению, мы забываем о том, что именно каноны, как ограничение человека в чем-то и наставление человека в чем-то, являются основой для бытия человека в Церкви.
Сейчас, в настоящее время, в той ситуации, в которой находится Церковь, каноны просто необходимы. И вспоминать о них нужно не только тогда, когда мы пытаемся кого-то осудить или чтобы дать человеку какое-то наказание, но еще и вспоминать о них в нашей обыденной жизни.
Многие каноны – они не про наказание. Хотя есть и такие, конечно же. Допустим, если человек не причащался три воскресенья, то он автоматически либо отлучался от Причастия на несколько лет, либо же вообще исключался из Церкви.
Сегодня не существует общинности именно потому, что мы не исполняем каноны Церкви. Может, это покажется банальным, но это является основополагающим принципом жизни Церкви,
- когда мы исполняем каноны и считаем себя общиной,
- когда люди знают проблемы друг друга, и тем самым могут друг другу помочь.
Каноны и появлялись согласно этому принципу, потому что люди в общине, в Церкви знали проблемы друг друга, соответственно, они пытались с этими проблемами справляться, ограничивали в чем-то друг друга. И, конечно же, вот такими правилами они освобождали церковную общину от различных лжеучений или каких-то неправильных течений.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Прихожанка обманула влюбленного алтарника как мальчишку. Что теперь делать, объясняет батюшка
«Посты не сделают из нас праведников или подвижников»: батюшка о том, кому и зачем на самом деле нужно пощение Почему в православии так мало любви? Что об этом думает батюшка Можно ли не вычитывать все положенные молитвы перед причастием? Батюшка расставил все точки над «и»