Вопрос:
«Как правильно читать Псалтирь о здравии и об упокоении?»
Отвечает батюшка:
Когда пророк-псалмопевец Давид и другие авторы этой замечательной книги писали эти псалмы, хвалили Господа Бога, просили его о чем-либо, они не думали, что кто-то будет их читать о здравии или об упокоении.
Полагалось, что ты будешь разделять эти убеждения, ты будешь разделять эти мысли и, пронося их через ум и сердце, Господу Богу молиться о том же, о чем и они. Но возникла такая традиция читать Псалтирь о здравии или об упокоении. И, соответственно, для того чтобы правильно читать Псалтирь, необходимо сделать следующую вещь.
Во-первых, как минимум купить просто Псалтирь, которая читается дома, не из Ветхого Завета ее читать. Да-да, это книга из Ветхого Завета, между прочим, это не только молитва, но еще и слово Божье, которое Богом вдохновенно, и полезно для научения, исправления веры, назидания в истине. И посмотреть, что, собственно, в этой книге написано.
Во всех издаваемых Русской Православной Церковью Псалтирях, как правило, все там есть – открываешь, сначала читаются предначинательные молитвы: «Трисвятое по Отче наш», некоторые тропарики, молитва перед чтением Псалтири; и начинаешь читать Кафизму.
По сути, Кафизма – это глава, на русский переводится как «сидение», то есть Псалтирь читать можно сидя. Сама Кафизма делится на так называемые три Славы, то есть на три части. Вы можете увидеть, что по окончании нескольких псалмов или в середине 118-го псалма написано «слава и ныне».
Надо в этот момент произнести слова:
И после окончания этих коротеньких молитв сказать: «Помяни Господи о здравии и спасении рабов твоих всех» и прочитать имена в родительном падеже о ком ты хочешь помолиться.
На второй Славе можно помянуть опять уже людей, а можно уже помолиться об упокоении других людей. «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих», – говорим мы, и дальше начинаем опять в родительном падеже повторять «Николая, Веры и иже с ними».
В конце добавить: «Со сродниками их и всех от века почивших православных христиан». Тут уже, как хотите. Главное произнести имена тех людей, за которых вы молитесь. Хотите стоя, хотите сидя, там уже как получается.
Кого поминать на третьей Славе?
Можете никого не поминать. А можете помянуть еще раз о здравии. А можете помянуть об упокоении. А можете тот список ваших усопших родных разделить на три части, и на первой, на второй, на третьей частях Славы помянуть только усопших.
Или только о здравии всех помянуть. Или на первой – о здравии, на второй – об упокоении, на третьей – о здравии. Или на первой – об упокоении, на второй – о здравии, на третьей – об упокоении.
Не имеет никакого значения, на какой Славе кого вы помянете. Если вам кто-то с пеной у рта доказывает, что на первой Славе поминаются только живые, то сильно спорить долго не надо, просто скажите: «Угу, хорошо, простите, благословите», тихонечко дойдите и кого хотите, того и поминайте.
Если, естественно, вы читаете Псалтирь по усопшим, логично предположить, что на всех Славах вы поменяете или одного новопреставленного со сродниками его, или всех-всех ваших усопших родных, кого хотите.
Если читаешь Псалтирь только о здравии, то, соответственно, всех помянешь о здравии. Повторюсь, не имеет никакого значения, на какой Славе, кого вы как поминаете.
Дальше по окончании Кафизмы вы можете прочитать молитвы по окончанию чтения Кафизмы, они очень хорошие, там несколько тропариков, прославляющих Христа и Богородицу. «Господи, помилуй» (40 раз) – замечательнейшая молитва.
Одни сами эти молитвы очень дорогого стоят. Они очень хорошие, глубокие, взятые из церковного обихода. Обязательно их почитайте, не пренебрегайте ими.
К сожалению, один из самых частых вопросов:
«Можно ли не читать предначинательные молитвы, молитвы по окончанию Псалтири?».
Ну, человеку тяжело еще к Кафизме добавлять еще какие-то молитвы. Хорошо, не читайте, ничего страшного не произойдет, Господь примет вашу молитву, она не будет какой-то обрезанной, и Господь не скажет:
«Вот, на три четверти исполнена, а на четверть не исполнена».
Каждый молится, как умеет.
Если вы хотите прочитать одну Славу или несколько псалмов, то не обязательно в таком случае читать предначинательные молитвы и молитвы по окончанию Псалтири.
Но, повторюсь, если вам нравятся молитвы по окончанию псалтири, можете взять их и прочитать, вне зависимости от самих Кафизмов. Вы прочитали одну молитву, вторую, третью, устали, ну, всё, хватит с вас. Хотите ещё почитать – почитайте дальше.
Здесь есть некоторая свобода.
Потому можете сказать:
«А мне один батюшка так сказал, другой батюшка так сказал. А как же правильно?».
Правильно просто помолиться словами Псалтири Господу Богу, так, чтобы это была настоящая молитва. А молитва — это возношение ума и сердца горе. А если вы прочитали механически, ничего не поняли, то это уже не сильно-то и молитва.
Поэтому рекомендую купить учебную Псалтирь, которая так и называется, в переводе Юнгерова, или Амвросия (Тимрота), или в переводе других замечательных переводчиков, где на одной страничке по-церковнославянски псалмы написаны, а на другой – по-русски. Если вы помолитесь по-русски и даже не будете читать по-церковнославянски этот текст, я вас уверяю, тоже Богом будет принят и понятен.
И главное, вы не устанете. Потому что тяжело читать текст, который ты не понимаешь. Это уже не молитва, это вычитывание, некоторый благочестивый бубнёж, который выглядят как мантра какая-то – ты половину понял, а, может, даже и половину не понял, а половину понял.
А где же тут молитва? Сердце, допустим, молилось. А ум? А что ты понял? А ты ничего не понял.
«Яко лядвия моя наполнишася поруганий» – что ты там понял? Ничего ты не понял. Поэтому или зубрите церковнославянский, чтобы действительно молитва была молитвой, или уж читайте на понятном вам языке.
И дальше там, естественно, на Славах читайте, поминайте, кого хотите. И не забывайте про молитвы по окончанию Псалтири. Вот такая история. Надеюсь, вы всё поняли, всё запомнили.
Текст основан на видео с канала Священника Владислава Берегового
Читайте еще:
Псалом 56: почему батюшки советуют обращаться к нему только в особенных ситуациях
Молитвенное правило. Что важно знать православным? Наше спасение зависит не от количества прочитанных молитв! Священник о распорядке дня настоящего христианина Почему Евангелия именно четыре? Батюшка разложил всё по полочкам