Сегодня мы поговорим о сущности человека, и начнем, пожалуй, с основ христианской антропологии.
Господь создал человека от избытка любви, и создал его по своему образу и подобию. Человек состоит не только из тела: существует две точки зрения о составности человека. Согласно дихотомии, человек состоит из тела и души, согласно трихотомии – из тела, души и духа. При этом, приверженцы трихотомии определяют дух как высшую часть души, которая имеет способность к Богопознанию и проявляет себя в совести, страхе Божьем и жажде Бога. Душа же при таком подходе определяется как низшая духовная сущность. Отметим, что в православии большая часть отцов склоняется к дихотомии.
Выделяется три состояния человека: естественное (до грехопадения, непричастное ко злу), падшее (после грехопадения, при котором человек утрачивает связь с Богом) и сверхъестественное (которого человек может достигнуть с помощью духовных подвигов и свободы воли). При этом, в падшем состоянии дух подчинен душе, а душа телу. В сверхъестественном состоянии иерархия меняется в противоположную сторону: тело становится подчинено душе, а душа духу.
Какова же природа человека? Мы находимся ближе к животным, ввиду грехопадения, или же ближе к духовному миру, как созданные по образу и подобию Божию?
Священник Андрей Лоргус в своем труде "Православная антропология" высказывается на эту тему. Он пишет, что в Библии можно встретить обличение человека и сравнение с животным, но, по его словам, это обличение во грехе, то есть в сознательном выборе человека, а не в его природе. Стало быть, назвать человека животным по его природе нельзя – это делается в Библии лишь в том случае, когда человек сознательно становится похож на животное, утопая во грехе.
Говоря же об отнесении человека к животному царству, автор замечает, что многие функции и процессы у человека специфичны, в то время как у животных они либо отсутствуют (полностью или частично), либо работают иначе. Также высказывается мысль, что даже если плоть человека и плоть животного были бы идентичны, то и в таком случае нельзя человека приравнивать к животному, потому как плоть животного – одновременно и его бытие, в то время как у человека это лишь условие жизни.
Человек, пусть даже и походит на животного, но происходит это у него произвольно. Человек, не будучи подобным животному, может лишь приобрести это подобие, то есть стать подобным представителям животного мира ввиду своего образа жизни. Но даже в этом случае уподобление происходит весьма неумело.
Автор пишет, что "животная часть" в человеке уникальна, и для полного антропологического анализа необходима особая, "человеческая" биология.
Стоит сказать, что концепция пограничного состояния человека между животным и чем-то высшим встречается также и у атеистически настроенных философов. Так, например, известный немецкий философ Фридрих Ницше, будучи противником христианских ценностей, признавал, что «человек – натянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью». В его философии уделяется много внимания концепции Сверхчеловека – абсолютного эгоцентрика, воля которого должна определять новые ценности.
Философ отрицал существование Бога и в целом идею того, что Господь влияет на нашу жизнь. В дальнейшем, конечно, мы увидим, что его сестра исказила его взгляды и подстроила под немецкий национализм, что привело в итоге к приходу к власти нацистов и последующим ужасным событиям в истории человечества (лагеря смерти, Холокост и т.д.). Так, мы видим, что ложное понимание человеческой природы и его состояния с позиций безбожия может обернуться самыми страшными последствиями.