Когда допустимо покидать литургию, если не идешь на причастие? Мнения священников

Вопрос:

В какой момент христианину следует покидать церковь в том случае, если он не собирается прикасаться к Таинству Причастия во время литургической службы?

Отвечают батюшки:

Мнения на этот счёт разнятся.

К примеру, протоиерей Андрей Ткачёв убеждён в том, что литургическую службу надлежит со смирением и терпеливостью отстоять до конца, вознося молитвы за причащающихся прихожан. А Иоанн Златоуст, напротив, считал, что людям, не собирающимся причащаться, нужно уходить из храма сразу же после чтения Евангельских текстов, пропуская также и литургию.

Советы на этот счёт содержатся и в старых молитвословах:

Но к чьему мнению в данном случае следует прислушиваться?

Ведь некоторые церковные правила меняются с течением времени… Своими соображениями на эту тему поделились православные священнослужители.

Батюшка Павел Огрызков:

«…Считаю, что христианам в подобных случаях не нужно ограничивать себя какими-то строгими правилами. Разумно и правильно относиться к православной религии, как к религии свободы. Но когда мы начинаем умышленно загонять себя в рамки и стараться во всём следовать правилам, ограничивающим нашу свободу, мы, таким образом, можем отторгнуть себя от христианской веры. Красота христианства заключается именно в свободе.

Мы должны помнить о том, что Небесный Отец принимает и слышит наши молитвенные обращения в любое время. И если Вам вдруг захотелось зайти в храм и вознести молитву – сделайте это, даже не участвуя в Таинстве Причастия. И не нужно укорять себя за это и думать, что Вы обязательно должны отстоять целую литургию до конца. От того, что Вы заставите себя отстоять её через «не хочу», пользы всё равно не будет.

Самое важное в данном случае – это внутреннее благоговение по отношению к Господу и искренность Ваших молитв.

И о Таинстве Причастия, конечно же, забывать не следует – оно в любом случае должно быть регулярным. Однако же во время каждой литургической службы прикасаться к этому Таинству я бы не рекомендовал – в противном случае, Вы рискуете утратить благоговейность и трепетное отношение к этому священнодейству.

А «механически» относиться к Причастию тоже нельзя. Старайтесь оберегать свою веру, стремитесь к искреннему и честному общению с Небесным Отцом, но не загоняйте свои религиозные чувства и порывы в строгие рамки».

Иерей Андрей Чиженко:

«..Литургическая служба – это не просто совокупность красивых, благозвучных молитв и священнодействий. В данном случае нельзя называть один отрезок литургии «более важным», а другой – «менее важным». Божественная литургия – это, в сущности, одно продолжительное, сердечное молитвенное обращение.

Она подобна единому, слаженно работающему организму. И, как организм, лишившись того или иного органа, болеет и страдает, так и литургия, лишившись той или иной молитвы, уже не может совершиться в полной мере.

Безусловно, порой случаются форс-мажорные ситуации – в таком случае, конечно, покинуть службу вполне допустимо. Может, на работу срочно вызвали, или кто-то из родственников заболел, или что ещё произошло – всякое в жизни бывает. Потом можно будет во время Исповеди покаяться в том, что с литургии до её окончания ушли.

Однако же не нужно выдумывать причины и обстоятельства, если их на самом деле нет. В таком случае лучше отстоять службу до её окончания.

Не забывайте о том, что по завершении службы батюшка выйдет на амвон, и, осенив прихожан крестным знамением, скажет:

Это действие неспроста зовётся «отпустом» – таким образом батюшка отпускает нас, и мы можем со спокойной душой покинуть храм.

Мы знаем о том, что только что побеседовали с Господом и обрели драгоценнейшие блага, дарованные Им. Небесный Отец поделился с нами самым главным – то есть Самим Собой, Своей Плотью и Кровью. А потому эта служба окончилась для нас, христиан, победой над грехом и тьмой. И, окрылённые этой победой и божественной благодатью, мы можем с чистым и радостным сердцем возвращаться домой».

Иеромонах Иов Гумеров:

«…Если человек возносит молитвы, но не причащается в минуту литургической службы, утрачивается так называемая «молитвенная соборность». Отсутствует молитвенно-духовное единство, к которому должна стремиться христианская община. В давние времена каждый христианин, пришедший на литургическую службу, обязательно участвовал в Таинстве Причастия. Эта традиция почиталась довольно долгое время.

По этой причине появилось и прошение об оглашённых – когда начиналась литургия верных, оглашённые выходили из церкви, потому что некрещёный человек не имел права прикасаться к Таинству Причастия. Когда возникло христианское государство, к Церкви присоединилось множество людей, не понимавших и не переживавших Таинство Евхаристии. Такие люди прикасались к Таинству Причастия нечасто.

Вопрос о подобных прихожанах поднимался в триста сорок первом году во время Антиохийского собора, и, опираясь на девятое Апостольское правило, было выведено следующее постановление:

Со временем многие прихожане, к сожалению, перестали воспринимать литургическую службу как кульминацию своей духовной жизни. По этой причине закономерной стала и нынешняя практика: часто люди приходят на литургию только для того, чтобы вознести молитву. Молитвы, безусловно, необходимы, однако же их плоды – это единение всех христиан в Таинстве Евхаристии.

Все прихожане должны быть охвачены общим чувством – любовью ко Спасителю, без которой участие в Таинстве Причастия невозможно. Эта единая духовная отрада и является основой евхаристической соборности”.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Читайте еще:

Соборование: 5 стыдных и странных вопросов о таинствеСвятые места19 мая«Вычитываю правило, но оно такое длинное» – Антоний Сурожский о настоящем смысле молитвыСвятые места19 апреляЗачем кадят храм? И нужно ли поворачиваться вслед за кадилом?Святые места8 апреляКак правильно благодарить Бога? За все благодарите ГосподаСвятые места4 февраля

Comments (0)
Add Comment