Иконы для верующих людей – это не просто изображения, написанные на кусочках дерева ради украшения храмов и жилищ. Святой образ для христианина – это предмет веры и глубокого, искреннего уважения.
Кроме того, именно с помощью такого «живописного Евангелия» наши предки учились понимать Небесного Отца и постигали Его учение – даже необразованный человек мог, глядя на иконы, познакомится с библейскими сюжетами.
Но когда именно появился первый святой образ? Кто был его автором и что было изображено на этой иконе?
Мы помним о том, что христианская вера пришла к нам из иудейской среды, однако же первые христиане не молились перед иконами. Тем не менее, во время раскопок катакомб второго века археологи обнаружили разнообразные символические рисунки, имеющие отношение к христианству.
А вот о чём писал святитель Нил Синайский, живший в четвёртом столетии:
«…Пускай руками превосходных и умелых живописцев будут расписаны храмы Божьи; изображайте Ветхозаветные и Новозаветные сюжеты для того, чтобы люди, не знающие грамоты и не умеющие читать, могли любоваться этими изображениями, и, таким образом, имели возможность познакомиться с мужественными подвигами Спасителя и других праведных людей».
Первый образ – как он появился и кто его написал?
В наши дни все умеют читать, однако же иконописцы, тем не менее, не перестали украшать православные храмы «богословием в красках». При этом каждый иконописец старается брать пример с самого первого и искусного мастера в этом деле – то есть с самого Иисуса Христа.
Согласно сведениям, содержащимся в Священном Предании, первая икона была создана ещё при жизни Сына Божьего, в Эдессе – государстве, которое в те времена находилось на территории современной Турции. Авгарь, бывший в ту пору правителем этого государства, страдал от проказы, нещадно мучившей его.
Царю не смогли помочь ни грамотные лекари, ни лечебные снадобья, ни заговоры. Авгарь уже практически смирился со своей печальной участью, когда неожиданно узнал о чудесных исцелениях некоего проповедника по имени Иисус Христос. Правитель вновь воспрял духом, однако слабость и немощность не позволяли ему покинуть дворец.
Тогда Авгарь решил послать к проповеднику своего верного слугу – придворного художника по имени Анания. Перед отъездом царь вручил Анании письмо с приглашением, в котором он горячо просил Спасителя об исцелении от проказы. В случае отказа правитель велел Анании нарисовать портрет Иисуса и возвращаться во дворец вместе с ним.
Вскоре Анания прибыл в Иерусалим и отыскал Христа, однако же передать ему царское письмо у него никак не получалось – проповедника окружала огромная толпа последователей, протиснуться через которую было просто невозможно.
Тогда живописец решил взобраться на крупный валун, возвышавшийся неподалёку, и оттуда попытаться нарисовать портрет Сына Божьего. Но и эта идея не увенчалась успехом – Спаситель находился слишком далеко, а потому изображение получалось совсем непохожим.
Однако вскоре Христос пожалел Анания и подозвал его к себе. Живописец передал ему письмо от Авгаря, и Спаситель пообещал отправить к правителю одного из своих учеников. После этого Сын Божий омыл лицо, а затем промокнул его, взяв в руки белоснежное полотно (убрус). В следующий миг поражённый Анания увидел, что на убрусе чудесным образом отпечатался Лик Христа. Так и появился первый в истории Святой Образ, названный Спасом Нерукотворным.
Единственное прикосновение к этому чудесному полотну исцелило Авгаря. С той поры этот образ стал одной из главных Эдесских Святынь, а в девятьсот сорок четвёртом году Спас был перевезён на территорию Константинополя императором Константином Багрянородным. Появлению Нерукотворного Спаса посвящён особый церковный праздник, которых христиане отмечают ежегодно, каждое двадцать девятое августа.
Своими рассуждениями об уникальности и неповторимости Нерукотворного Спаса поделился и Андрей Охоцимский, исследователь истории христианства:
«…Образ Спаса Нерукотворного – это единственный образ, изображающий Христа как живого человека, у которого есть настоящее лицо. Иные образа демонстрируют Спасителя в совершенно ином свете: на одной иконе Он, например, восседает на троне, на другой – одаривает благословением, а на третьей указывает на определённые слова в раскрытой книге.
Православная вера учит нас тому, что Иисус Христос – это наш единственный путь к Спасению духа. И Нерукотворный Спас, как мне кажется, это средоточие всей сущности истинно праведной и богоугодной жизни. Обратите внимание на то, как Спаситель взирает на нас с этой иконы – это взгляд не на целое человечество, но на отдельно взятого христианина. Христос смотрит на Вас, как бы ожидая отклика. И, глядя на этот образ, сложно не задуматься о своих взаимоотношениях с Господом.
Иными словами, такая «портретная икона» позволяет нам войти в личный, подлинный контакт с Сыном Божьим. Она выражает настоящую близость и создаёт ощущение присутствия Христа. Другие образа – о Нём, но Нерукотворный Спас – это воплощение Самого Христа, настоящего и живого».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Читайте еще:
Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»: день почитания, реальные чудеса, ее история и молитва
Допустимо ли это: приложиться к иконе после Причащения? Зачем старушка в храме дала девушке иконку? Разбираемся вместе с батюшками Много икон дома: это хорошо или плохо?