Вопрос:
«Когда мы становимся похожими на бесов? Признаки уподобления демонам»
Отвечает батюшка:
Сперва хочу процитировать преподобного Силуана Афонского, который говорит, когда мы становимся похожи на Господа, потому что человек создан по образу Божьему, и он либо Богу уподобляется, либо сатане. Другого варианта нет. В сторонке побыть не получится.
Кротость и смирение Господне показывают нам тот путь, по которому человек должен идти. Как говорит апостол Петр, вы должны быть во всякое время готовыми дать ответ вопрошающим с кротостью и благоговением.
Также апостол-евангелист Иоанн говорит о том, что мы должны во всем поступать так, как Он, Иисус Христос, поступал.
Апостол Павел тоже говорит: «подражайте мне, как я Христу». Так вот, подражание Ему должно быть в смирении, в кротости. И частое изучение Евангелия помогает нам уподобиться Богу.
Когда же мы становимся похожи на демонов, сему есть два признака, о которых говорит преподобный Силуан так:
Покаяние и вера в Бога делают нас, так сказать, непричастными к общемировому злу, мы находимся как бы в стороне.
Это очень важно. Ведь если человек не имеет в себе покаянного духа, это не значит, что себя нужно морить грехами с утра до вечера, придумывать себе грехи, постоянно сравнивать себя с великими аскетами-отшельниками, корить себя за то, что ты не спишь на веревке ночью, не подкладываешь камень под голову.
Здесь не это имеется в виду. Хотя мы этим очень часто больны, и многие из-за этого потом подвержены духу уныния, что является тяжелым смертным грехом, парализующим волю человека, лишающим его надежды, а без надежды человек не живет.
Покаяние – это дух раскаяния, дух сожаления, что мы живем не так, как Господь учил, что мы в чем-то несовершенны. Практика покаяния рождает в человеке помыслы самоукорения, о которых говорит преподобный авва Дорофей, что именно самоукорение, когда мы считаем себя виноватыми, даже если вроде бы и не виноваты, но находим в себе какую-то вину, чтобы укорить самих себя.
Как говорит апостол Павел, кто осудил себя в этом мире, тот уже на суд не приходит. Это самоукорение является основой смиренномудрия. А смиренномудрие – это упражнение в смирении.
Достичь смирения никто не может, потому что кротость и смирение – это сердце Бога, его начинка, так сказать. Люди могут только встать на этот путь. И упражнение в смиренномудрии, самоукорении как раз помогает нам встать на путь смирения, богоуподобления.
Что касается вопроса веры, то бывает такое, что люди не веруют либо являются отпетыми богоборцами. Часто нам кажется, что если я верую, хожу в истинную православную церковь, то это все меня уже спасает. Но все обстоит несколько иначе.
Веровать в Бога – это значит жить с верой. Это, на самом деле, большая проблема. Ведь вера должна воплощаться в жизни. Мы должны учиться доверять Богу, верить в Его помощь, верить в торжество добра, верить в Его заботу, в любовь, в то, что Он все равно в конечном итоге приведет человечество к спасению, что Он не бросит нас.
И эта вера должна осуществляться в жизни каждого из нас ежедневно. Тогда ты веруешь. Такая вера помогает тебе, потому что она дает тебе надежду.
А если ты просто формально веруешь, всех вокруг называешь еретиками, себя притом считая святым, то, естественно, такая вера тебе не поможет. Поэтому мы должны и каяться, и веровать. Тогда мы не будем похожи на демонов.
Если мы откажемся от веры, перестанем доверять Богу, будем жить спустя рукава, не каяться в своих грехах, не признавать за собой вины, не признавать за собой ошибок, не переосмыслять свою жизнь, не делать никаких выводов, то тогда мы встаем на путь сатанения. И будем потихонечку, помаленечку превращаться в сатану.
Почему? Потому что сатана – это нераскаянный ангел. Тот, кто по учению святых отцов уже не может раскаяться. По могуществу своей природы он отказался от раскаяния.
Могущество природы дает знание, дает мудрость. Он понимал, что это покаяние вернет его в состояние богоуподобления. Но он отказался, ещё и других соблазнил.
Преподобный Аммоний Александрийский говорил, что молитва злопамятного не восходит к Богу. Как говорят другие отцы, что печать Антихриста – это, прежде всего, злопамятство.
Помнить зло, быть злобным, пусть даже к человеку согрешившему, виновному, поступившему плохо, это не есть от Бога. Это от дьявола. Потому что злоба живет в сердце дьявола. В сердце же Божьем живет любовь.
Это два противоположных мира, которые исключают друг друга.
Поэтому не надо оправдывать зло в себе – то, например, что мы обижены на обидчика, на якобы предателя, еретика. Очень часто мы проявляем злобу и оправдываем себя виной того человека, забывая от отсутствия покаяния свою вину. Мы думаем, что он плохой. А он, оказывается, милосердный самарянин – еретик.
Для иудеев самаряне были еретиками, и Господь привел иудеям правоверным, думающим о себе, что они святы и праведны, пример еретика-самарянина, который пожалел и проявил любовь.
Мы ни в коем случае не должны этого делать. Потому что это осуждение, самооправдание, особенно самооправдание в своей злобе, оно дает нам осатанение.
Мы, превращаясь в таких бесов, идем в храм, молимся и начинаем транслировать вместо святости – грех, вместо любви – злобу на окружающих.
Поэтому апостолы говорят, что ради вас имя Божие ругается у язычников, которые, думая, что от нас должно исходить добро, видят, как от нас, наоборот, исходит зло, и в этом зле мы настолько зациклены, что очень сложно нас сместить с этой точки зрения.
Но святые отцы и Евангелие открывают нам иной мир, а те проповедники, которые учат нас злобе, как говорит апостол Павел, понесут на себе свое осуждение. Дай Бог им покаяние и исправление!
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Сила человеческой зависти. Нужно ли скрывать свои успехи даже от друзей?
15 имён сатаны. Объясняет батюшка 6 верных способов борбы с бесами «Отложите все духовные дела в сторону»: неочевидные советы отчаявшимся прихожанам от батюшки