В 1-м стихе 14-й Псалма есть интересная мысль, смысл которой не всегда понятен, часто он теряется. Вот она:
Есть проблема, что в храме Божьем не всякий может пребывать и находиться, поэтому Пророк и говорит, кто может. И наше отношение к церкви, куда мы ходим, выражается в утренней молитве преподобного Макария, где говорится:
И вот это недостоинство уст, наше недостоинство и отсутствие нашего соответствия, подобия для того, чтобы находиться в храме, очень часто нами опускается.
Мы идем, потому что нам надо.
Мы идем, потому что Господь нас ждет.
А то, что не всякий человек может находиться в Храме Божьем, – этот момент опускается.
В чем он заключается? В том, чтобы соответствовать духу благодати Божией, которая находится в храме. Прежде всего, конечно, это слова Господа:
Или же суета какая-то. Когда мы приходим в храм, очень часто наша голова, сердце, душа забиты разными помыслами, беспокойствами. В общем, наше внимание забирает тот, кому мы служим. Мир всей, гордость очей, похоть плоти – вот такие вещи.
К сожалению, это очень часто не дает нам возможности пребывать в храме Божьем.
Телом мы стоим, а внутри, тем, что и является человеком в своем зерне, мы отсутствуем.
Это является, конечно, проблемой православных людей сегодня, и не только православных, но в целом. Это наша невнимательность.
Наше сердце занято другим. Занято, как говорили святые отцы, чуждыми помыслами. Мы принадлежим чужому, богопротивнику в этом смысле.
Ну и, конечно же, наша задача подготовиться к храму.
Что это значит? Есть у нас специальные молитвы, молитва идущего в церковь, молитва перед входом в храм («Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему»). Такие молитвы, конечно, настраивают, но, тем не менее, также хорошо было бы вспомнить слова Священного Писания, где Господь говорит:
Нужно стараться приходить в храм примирёнными. Не всегда это получается, к сожалению, но мы должны сделать со своей стороны все, что в наших силах. Попросить прощения, по крайней мере. Бывает, даже такое не выходит. Когда это очень сложно воплотить в жизнь, то в храм идти, конечно, нужно. Но идти нужно с покаянием. Это первое.
Второе – нужно обязательно покаяться в своей приверженности суете. Как же мы любим всю эту всю земную суету, всю эту круговерть необъятную, нескончаемую! Ведь о ком мы думаем, того мы и рабы.
Апостол Павел говорит (если немного перефразировать): «По внутренней своей природе хочу служить Богу, а по ветхой человеческой природе – постоянно думаю о земном.»
И вот это помышление мирское, суетное, приземленное, как раз и делает так, что мы не можем находиться в храме. Наша душа полностью перестроена. Когда мы приходим в храм, мы чувствуем, что у нас какая-то с ним, с этим местом, несовместимость.
Конечно, когда человек приходит редко в храм, ему тяжело это понимать, потому что он приходит, соскучившись по церкви. И у него радостные эмоции.
А кто ходит регулярно, у тех, конечно же, возникают проблемы, подобные описанным.
Всепрощение, милосердие, покаяние, размышления над самим собой, раскаяние в нашей суете – эти вещи способствуют нашему переустройству. Поэтому, когда идем в храм, мы должны думать о том, чтобы себя настроить.
Это то же самое, что вечернее правило. Если с утренним ещё можно дать себе слабину, то вечернее – оно обязательно.
Как говорил Исаак Сирин, если ты не будешь днем думать о божественном, читая Священное Писание, что-то из святоотеческого, духовного, душевного, что относится к духовной жизни, то не удержишь помыслы. Ты начинаешь читать и чувствуешь, что имеется полное несоответствие.
Потому что к духовному действию себя нужно подготавливать. И дай Бог, чтобы это подготовление было у нас почаще. Поэтому будем практиковать размышления идущего в церковь. Пока едем и идем, надо думать о том, чтобы мы смогли находиться в храме Божьем.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
При входе в храм важно не только креститься, но и творить молитву. Объясняем почему
Самые частые ошибки, которые мы совершаем в храме «Простые» и «заказные» записки в храме. В чём разница? Священник Владислав Береговой За кого нельзя подавать записки в храме? Батюшка ответил чётко и ясно