«Царство Божие внутри вас», – говорит Господь, и достигаем его мы строгостью к себе и трудом над собой. Это – первая ступень, ведущая нас к радости усыновления Богу. А затем – прилагай усилие к тому, чтобы быть исполнителем заповедей Божиих так, чтобы твоя воля слилась постепенно с волей Божией. Воля Божия о человеке выражена в заповедях Божиих, из коих первая: «возлюби Господа Бога твоего всем существом твоим», и вторая: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».
В сегодняшнем Евангелии дается нам живой пример такой любви в лице язычника, римского воина-сотника. Римлянин сотник, по своему положению, являлся не только господином, но и хозяином над каждым иудеем. Но смотрите, из любви к слуге-иудею он сам становится рабом! От любви к слуге-иудею из сердца язычника-сотника излучается глубочайшее смирение.
Кто для него Христос? Для римлянина-язычника Христос лишь подвластный ему еврей; он не знает Христа, как Мессию, он лишь слышит о Нем, как о замечательном Человеке; он может приказать Христу придти, может послать за Ним своих подчиненных. Но нет, он сам идет ко Христу, идет просить за кого? За родного? Нет, за слугу еврея. Сотник, римский гражданин-офицер, просит у Иудея, каким был для него Христос, просит милости.
«Господи, слуга мой лежит дома… жестоко страждет»… – сколько сострадания в этих словах, сколько любви к страдающему рабу! И эту любовь принес сотник-язычник Христу. Любовь и смирение, свет и теплота сердечная – это зачатки Царства Божия в сердце сотника-язычника.
Просто отвечает сотнику Господь: «Я приду и исцелю его». И вот тут еще глубже раскрывается сердце сотника. Он восклицает: «Я не достоин, чтобы Ты, Праведник, вошел в дом мой! Я – недостоин!» Сотник признает себя грешником и говорит Христу: «Ты скажи только слово и выздоровеет слуга мой».
Любовь – смирение – вера. Они неразрывны, неотделимы: одно из другого вытекает, одно другое питает. Сотник-язычник выявил веру, о которой Господь сказал: «И в Израиле не нашел Я такой веры; а ты, сотник, иди: как уверовал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час. Это было наградой сотнику за его любовь, смирение и веру.
Православный русский человек! Вся история твоего Отечества свидетельствует о том, что не чужды и тебе эти дивные качества души. Никогда не делал ты различия между эллином и иудеем, всегда ты являл себя милосердным самарянином в отношении каждого иноплеменника, и в отделенном от тебя иноплеменнике страждущем ты видел брата. Да принесут эти качества и твоей души радость исцеления Отечества твоего, России. Сие буди, буди! Аминь.
епископ Митрофан (Зноско-Боровский)