Молитва – это разговор разумного существа со своим Создателем. О том, как молятся ангелы, мы можем судить лишь по некоторым эпизодам Библии, но про самих себя мы знаем, что молиться можно мысленно или вслух.
Устная молитва обычно звучит соборно, в храме. Однако идея личной молитвы вслух не лишена здравого смысла. В книге "Бытие" мы видим, что первые люди в буквальном смысле разговаривают с Богом. Скорее всего, это было не общение с помощью мысли, а звуки первого языка человечества. Раз человеку даны уста и язык, не самое ли очевидное их применение – разговор с Богом, а не более привычная, несколько лишенная сакральной приватности соборная молитва?
В какой-то православной телепередаче один христианин рассказывал историю о том, как находясь в гостях у своего неверующего друга, он отвечал на его множество вопросов о Боге. После всех услышанных ответов неверующий сказал, что хочет поразмышлять, попросил того христианина оставить его одного в комнате и пойти на кухню попить чай. Христианин пьет чай и вдруг слышит, как в комнате звучит голос неверующего друга. Тот будто бы разговаривал с другим человеком, хотя в квартире они были только вдвоем. Он заходит в комнату и спрашивает неверующего, с кем тот разговаривает. Друг христианина удивленно поворачивается, извиняется, что отвлек того от чаепития и говорит, что убедился в существовании Бога и таким вот образом молится.
В этой простой и необычной истории мы видим человека с редкой душевной организацией, одно из свойств которой – склонность к личной устной молитве как к чему-то самому собой разумеющемуся.
Конечно, в наши дни так могут молиться только отшельники, поскольку даже если мирянин или монах уйдет на время на природу, его молитва будет зажатой, он будет все время оглядываться по сторонам, потому что вдруг откуда-то может выйти другой обитатель его поселения, смутиться такой молитвой и смутить самого молящегося.
Обычно христиане мысленно молятся своими словами или про себя вычитывают молитвенное правило из молитвослова.
Если с домашней или храмовой молитвой перед образами все понятно – это уместно, никого не смущает и никому не мешает, то молитва не в священных местах вызывает ряд вопросов.
Очевидно, что нет ничего дурного, в том, чтобы мысленно молиться, идя по улице, сидя за рулем или в автобусе. А вот является ли благим делом молитва с внешними проявлениями веры (такими как молитвослов, коленопреклонения, крестное знамение, поклоны), творимая вне священных мест?
С тем, чтобы пройти или проехать мимо храма и перекреститься у всех на виду и, таким образом, сделать совсем маленькую проповедь в миру, все понятно – это древний благочестивый обычай. Это никого надолго не отвлечет и не смутит.
С крестными ходами тоже понятно – обычай тоже древний, благочестивый, а власти обычно без проблем дают на них разрешение. Церковь у нас сейчас даже не находится в состоянии гонений и маргинализирована лишь в умах таких богоборцев, которые не особенно ей и мешают. Воцерковленных людей в процентном отношении мало, но все равно их заметное количество. Что же до верующих, но невоцерковленных, то их в разы больше. Так что, крестные ходы – это совершенно уместный и даже создающий особый колорит нашей цивилизации вид молитвы.
Рассмотрим теперь яркий пример из современности.
Когда текущая церковная смута в соседней стране перешла в самый разгар, стала широко известна видеозапись, на которой молодая христианка прямо на улице стоит на коленях, осеняет себя знаком креста и молится за толпу кривляющихся вокруг богохульников. Русские церковные люди высказали различные мнения об этом эпизоде.
Одни сказали, что девушка показушница и фарисейка, что это была пиар-акция, а не молитва. Другие говорили, что, мол, девушка – молодчина, за погибающих обязательно нужно молиться, а веры в Христа не стесняться и, как сказал Господь, «светить светильником».
Что же из этого правильно? На самом деле ответ находится лишь в душе героини известного видео – если она искренне желала спасения богохульникам и не искала славы среди других христиан, то здесь нет никакой пиар-акции. Тем более, в смутные напряженные времена такое проявление веры гораздо больше похоже на порыв души, чем на показуху. В любом случае, от действий той молитвенницы ни от кого не убавилось и осуждать других христиан за такую молитву, как и вообще осуждать кого-либо за что-либо – просто душевредно.
С "острым" примером внехрамовой молитвы разобрались. Теперь представим себе человека, который едет в обычном, не паломническом автобусе и что-то читает в молитвослове. Если он не осеняет себя при этом крестом, то выглядит просто как человек с книжкой. А если осеняет – дьявол, всюду бдящий о погибели человеческих душ, в любом случае смутит часть пассажиров. Кто-то из них может даже сказать нечто обидное в адрес веры, и это оскорбит не только человека с молитвословом, но и вероятно присутствующих здесь других верующих. Скажет, например, что нечего тут устраивать, потому что для этого есть храм. И будет в каком-то смысле прав.
Итак, молитва с внешними проявлениями вне священных мест, кроме крестных ходов и осенением себя крестным знамением, когда мимо проплывает храм, не является чем-то обычным для христиан.
Не стоит молиться во время грязных дел. Тяжелые рабочие обязанности тут не в счет, потому что нет ничего дурного в том, чтобы попросить Бога уберечь от падения на голову тяжелого ящика или от повреждения тела опасным электроинструментом. Неуместна любая продолжительная молитва в чересчур неблаголепных и дурнопахнущих местах. Объясняет это тот факт, что наши храмы – полная противоположность всех видов неблагости, это врата в рай и места, целенаправленно созданные для молитвы.