Готовые молитвы хороши тем, что по ним можно научиться молиться – они нам показывают, о чем нужно просить Господа, как Его благодарить. Но в то же время, чтение такой молитвы, даже если мы пропускаем каждое слово через себя, в каком-то смысле ограничивает наш откровенный разговор с Отцом. Протоиерей Игорь Иудин считает, что иногда стоит не прятаться за словами готовой молитвы, а молиться своими словами. Это относится к молитвам покаяния, где каждый человек должен каяться в своих личных грехах, искренне моля о прощении у Господа, своей, пусть и несовершенной молитвой.
И если молиться своими словами, обращаясь к Господу, допустимо, а иногда даже нужно, то стоит подробнее остановиться на молитвах, обращенных к Божьей Матери.
Дело в том, что некоторые просьбы, с которыми христиане обращаются к Богоматери, недопустимы. Так, нельзя просить о спасении, потому как спасти может только Господь, и с такой молитвой лучше обратиться к нему лично.
Мы должны помнить, что Богородица и святые, к которым мы обращаемся, – не посредники между Богом и человеком, и уж тем более, не боги. Они – наши друзья в молитве и заступники, которые чистотой своего сердца более приблизились к Богу, чем мы.
Молитва святым и молитва Богу – не одно и то же. Обращаясь к Господу, мы просим у Него о спасении, молимся за нужды, за выздоровление близких. Но обращаясь к святым, мы просим у них о том, чтобы они вместе с нами просили Господа за нас. Таким образом, молитва ко святому схожа с разговором со священником: мы можем его попросить помолиться за нас или наше исцеление, но действовать он будет не сам, с помощью Слова Божьего.
Поэтому, обращаясь своими словами в молитве к Богородице, нужно относиться к ней как к заступнице перед Господом, которая не действует своей силой, а верой призывает Божью благодать. Исходя из этого принципа, можно использовать не только слова готовых молитв, но и собственные.
Существует множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Так, например, одна из самых известных – «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», которая основана на словах архангела Гавриила, когда тот обращался к Марии с вестью о грядущем рождении Иисуса: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
Среди других известных молитв к Божьей Матери можно выделить: "Достойно есть", "Царице моя Преблагая", "О Тебе радуется", или "Кондак Пресвятой Богородице" (кондак – небольшое песнопение в честь какого-либо святого или праздника).
Молитва "Достойно есть" относится к славословным молитвам, то есть с помощью нее мы прославляем Божью Матерь. Появилась эта молитва во времена популярности ересей, провозглашавших Деву Марию Христородицей, а не Богородицей. Еретики считали, что Христос родился человеком, но стал Богом. Лжеучение было отвергнуто Церковью, но оно стало причиной создания создания молитвы, прославляющей Марию как Богородицу.
Существует особое молитвенное правило, называемое Богородичным правилом, согласно которому нужно читать молитву "Богородице Дево, радуйся" 150 раз в сутки. При этом, после каждого десятка следует читать "Отче Наш" и "Милосердия двери". Если же христианину, решившему придерживаться сего правила, сложно сразу начать читать молитву по 150 раз в сутки, можно начать с 50, постепенно увеличивая количество прочтений.
Браться за такой духовный подвиг можно, например, в ситуации, когда близкие тяготятся недугом, или когда у самого человека есть желание укрепиться в вере и воздать хвалу Божьей матери. Считается, что сама Богородица заповедовала соблюдать это правило.