Не так давно мы уже говорили о наших питомцах. Если быть точнее, мы рассуждали о том, есть ли у них душа, а также обращались к мнениям священнослужителей. Для тех, кто не читал описываемую статью, скажем, что душа у животных есть, но вот вопрос о том, бессмертная эта душа или же она умирает вместе с телом – спорный, хотя большинство священников склоняются к тому, что все-таки душа животных бессмертна. Сегодня же мы поговорим о том, можно ли молиться о наших домашних любимцах.
Для начала скажем, что, конечно, о наших питомцах необходимо заботиться, проявлять к ним любовь и заботу. Нужно помнить, что мы их приручили, а потому они теперь зависимы от нас и не могут жить самостоятельно. Они видят в нас не просто хозяина, но даже некоего "Бога". Потому мы должны осознавать степень ответственности и не бросать их.
Но в то же время священнослужители советуют знать меру и не "очеловечивать" питомцев, потому как иногда люди начинают любить животных больше, чем людей. Такое недопустимо, и нужно помнить о том, что именно человек является венцом Божьего творения.
Что же говорят священники насчет молитв о животных?
На один из библейских порталов поступил вопрос: «Можно ли молиться за котиков и других животных?». На него ответил протоиерей Александр Тылькевич. Он упомянул мучеников Флора и Лавра, считающихся покровителями коней. Священнослужитель также говорит о том, что в древности они считались не только покровителями коней, но и разной другой живности. Переходя к вопросу молитвы о животных, священник говорит о том, что если животное мучается, то, конечно, о нем нужно заботиться и лечить (тем более, есть такие животные, которые и вовсе не могут без человеческой заботы).
Не грешно будет и помолиться о бедном животном – ничего плохого в этом нет. Единственное, чего не стоит делать, – это писать о животных в церковных записках. Как мы помним, писать в записках можно только имена крещеных, а наши питомцы некрещеные. Протоиерей называет и другую причину, почему не стоит писать животных в записках – они не обладают бессмертной душой. Мы опять возвращаемся к этой теме и видим, что мнения священников насчет смертности и бессмертности души животных разнятся. Протоиерей Александр Тылькевич считает, что души животных смертны – кто-то из священников согласится с ним, кто-то нет.
Священник Алексей Климов, отвечая на вопрос о том, можно ли молиться за животных, говорит прямо: можно, но либо для того, чтобы Господь помог человеку жить с ними правильно (например, когда человек молится, чтобы саранча не уничтожила урожай), либо для того, чтобы самим животным было хорошо (например, помолиться о выздоровлении болящего питомца не возбраняется, но священнослужитель предупреждает, что молитва о них должна отличаться от молитвы о человеке, потому что животные, в отличие от нас, не нуждаются в отпущении грехов). Также Алексей считает, что человеку естественно просить благословения о животных, которые ему служат, и не считает проблемой окропить питомца святой водой.
Игумен Силуан (Туманов) говорит, что наши предки, когда имели скотину, часто просили батюшек окропить святой водой животных и благословить их. Поэтому и сейчас ничто не мешает молиться за наших животных, однако нужно помнить об особых молитвах к ним, которые отличаются от тех, что есть сейчас в Церкви.
Слова игумена Силуана подтверждаются еще и тем, что в Церкви есть чин благословения стад овчих, или иных скотов. По этому чину священник читает молитвы о приумножении и сохранении стада, а также кропит его святой водой.
Священник Дмитрий Шушпанов отвечает на вопрос о молитве за домашних животных так: молиться можно, и Церковь даже разрабатывает специальный молебен о сохранении творений Божьих. Дмитрий считает, что можно помолиться о выздоровлении питомца, защите его от хищников, о возвращении заблудившегося питомца и пр. Другое дело, нельзя молиться о прощении грехов (потому что у животных их нет) и о даровании умершим питомцам Царствия Небесного. Также за них нельзя подавать записки и требы в храмах.
Протоиерей Дионисий аналогичного мнения: молиться о выздоровлении животного можно, но молиться так же, как о человеке, не вполне правильно.