Существует множество церковных правил, в которых прихожане могут запутаться. В нашей сегодняшней статье мы поговорим о том, можно ли после Причастия прикладываться к иконам.
Священник Евгений Мурзин пишет о том, что никаких запретов на это нет. Но, при этом, он задается вопросом: а зачем человеку, который только что причастился Святых Тайн, сразу бежать к иконам? Кроме этого, священнослужитель не советует нарушать привычную траекторию движения толпы после Причастия: чаша, столик с запивкой, затем перемещение ближе к притвору. Вместо того, чтобы нарушать движение прихожан, можно прежде дождаться окончания богослужения, а уж после подойти к иконе.
В передачу, на которой находился протоиерей Дмитрий Смирнов, поступил следующий вопрос: мужчина рассказывал, что когда после Причастия люди подходят к иконам, многие матушки начинают их отталкивать и учить, что после Причастия нельзя прикладываться к иконам, и мужчину интересовало, правильно ли это. Священнослужитель, начиная разговор с темы матушек, называет таких «православными ведьмами», потому как они своим поведением не привлекают людей в Церковь, а, наоборот, отталкивают. Назревает вопрос – кому они служат? Богу? Маловероятно. Протоиерей уточняет, что такие "православные ведьмы" на самом деле не имеют к православию никакого отношения. Приступая к ответу на основной вопрос, Дмитрий говорит о том, что после Причастия мы ополаскиваем свои уста запивкой, чтобы во рту не осталось частичек Святых Тайн. После этого можно прикладываться к иконам – никакого запрета на это нет.
Священник Родион Иванов, отвечая на вопрос о том, можно ли прикладываться к иконам после Причастия, отвечает так: после принятия Святых Даров следует подойти к столику для запивки, принять ее, дождаться окончания службы, подойти к Кресту и только потом прикладываться к иконам.
Священник Михаил Преображенский считает, что прикладываться к иконам после Причастия можно, но только при условии, что перед этим христианин поцеловал и прикоснулся к Кресту, который отец Михаил называет «иконой распятия Господа нашего». Более того, ответ священника звучит так: к святым иконам после Причастия нельзя не прикладываться. Но, опять же, только в том случае, когда уже закончилась служба.
На сайте Введенского храма (Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Подмосковье) указано, что после Причастия можно прикладываться к иконам, но после запивки. Сообщается также, что после запивки не воспрещается целовать руку священника и делать земные поклоны.
В то же время, протоиерей Вячеслав Тулупов считает, что в день Причащения не следует класть земные поклоны или преклонять колена. Почему? Как объясняет священник, дело в том, что земные поклоны выражают покаянную скорбь о наших грехах, а человек, который причастился, должен духовно радоваться и славословить Господа. Насчет прикладывания к иконам он говорит следующее: прикладываться после Причастия можно, но только после того, как причастившийся очистит рот от частичек запивкой ("теплотой").
Протоиерей Андрей Ефанов также говорит о том, что неправильно прикладываться к иконам до запивки. Запивка, по его словам, нужна, чтобы случайно не выплюнуть частицы Святых Тайн, что вполне может произойти и при целовании икон. Кроме того, существует суеверие, что после запивки благодать ослабевает. Чтобы в том числе не поддерживать глупое суеверие, нужно не пренебрегать запивкой.
Протоиерей Димитрий Рощин очень подробно отвечает на этот вопрос. Так, считает Димитрий Рощин, страх прикладываться к иконам после Причастия, как и страх целоваться после Причастия (имеется в виду после принятия Святых Даров и запивки) – это суеверие и неправильное отношение к Богу. Священнослужитель считает, что ничего страшного нет в том, чтобы приложиться к иконам, или поцеловаться с кем-то, или обняться. Он также приводит в пример Церковь в Греции, в которой христиане вообще не пользуются запивкой, а у нас, считает протоиерей, запивка стала русской традицией, возникшей из-за неправильного отношения к Святым Дарам. Он говорит, что у нас нередко люди думают, что если выпадет частичка Святых Даров, то весь «мир сгорит и рухнет». Поэтому Димитрий не видит никакой опасности в том, чтобы приложиться к иконе после Причастия.