Вопрос к батюшке:
«Можно ли православному христианину, который причащается в православной церкви, присутствовать на службе других религий, конкретно католической, и там причащаться?»
Отвечает протоиерей Александр Никольский:
Нет, конечно. У нас с католиками нет, так называемого, евхаристического общения. Мы не можем служить в их церквях как священники, они не могут служить в наших церквях как священники. И, соответственно, прихожане, католики и православные, не могут причащаться друг у друга.
Потому что евхаристическое общение подразумевает единство веры. Люди говорят: «А что вам всем христианам не объединиться?». Протестанты, их очень много разных вариантов, католики, православные, даже мусульмане, буддисты, какие-нибудь шаманы, там еще кто-то, и все дружно мы, так сказать, схлестнулись в экстазе любви и начали хорошо друг к другу относиться.
На самом деле, мы, православные, должны ко всем относиться терпимо, с пониманием. Если уж врагов должны любить, то тем более людей, которые, может, совсем и не враги. Но это не значит, что мы должны разделять их убеждения религиозного характера.
Допустим, мы объединяемся с мусульманами. И что? Нам надо себе в православие многоженство допустить? И спорить между собой, сколько можно жен, четыре, как у пророка Мухаммеда, или больше? Нет, конечно. Ну и так далее.
Даже с католиками есть расхождения в духовной жизни, к подходам духовной жизни. Можно почитать соответствующих богословов. И как это можно игнорировать? Ведь для нас важна правильность нашей веры. У нас не просто обрядоверие. Нас объединяет единство веры. У нас истина главная.
Понятно, что мы, как православные, этой истине не очень соответствуем часто, но мы хотя бы в неё верим, что вот это правильно. Допустим, у человека было, к сожалению, несколько браков, и брак, и любовница параллельно, тоже в своем роде многоженство, но он-то понимает, что это неправильно. Да, он не соответствует истине. Он в этом кается и идет к Богу таким образом.
Почему нельзя истину отвергнуть? Почему нельзя на нее наплевать? Бог — это истина. Как в медицине, всё равно какая таблетка: «Что у тебя болит? А, вот, на тебе пенициллин. Он тебе не помогает? Ну и ладно». Когда дело касается здоровья, тут сразу четко, там нужно соблюдать дозы и с другим нельзя смешивать, потому что это может вызвать аллергию и еще что-то. И это мы понимаем, говорим: «Нет, нет, тут давайте строго по медицинской истине, а то мне повредит».
Поэтому отход от истины – тоже вредит духовной жизни. Поэтому нельзя говорить, что всё равно, что за духовная истина. Даже самые толерантные, либеральные, хотя это не так на самом деле, европейские власти запрещают национал-социализм, пропаганду.
Сейчас, правда, я смотрю, идет в другую сторону, но лет 20 назад могли вполне за отрицание Холокоста в Австрии профессора посадить. Он только высказал на конференции предположение, что Холокоста не было, и его посадили. Почему? Потому что фашизм был, был национал-социализм, большие жертвы, и после Второй мировой войны такие законы приняли европейские страны. Несмотря на всю толерантность, либеральность, свободу слова, выборы и так далее.
А здесь это не менее важно, что если мы идем к истине, то нельзя взять и пойти другой дорогой. Истина одна. Истина не может быть множеством. И мы ее должны найти, а потом по возможности соответствовать ей. А если не соответствуем, то требуется покаяние.
А когда мы эту истину размажем, то куда нам идти? Мы не знаем. Останемся со своими грехами. Нам будет очень плохо. Поэтому позиция церкви, что она на этом стоит и не хочет ни на йоту отходить от той веры, которую она считает истинной, это чувство самосохранения. Если проводить аналогию, как и мы, когда дело касается нашего здоровья, мы тоже хотим истину, чтобы не помереть.
Так и здесь. Поэтому ради спасения души мы должны стоять за истинность нашей веры.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст составлен на основе видео с канала «Экзегет»
Читайте ещё:
Три православных праздника июня 2024, про которые не получится забыть
«Они возьмут половину земли»: о чем предупреждала Россию старица Макария Как отличить православную икону от католической? «Случится то, чего никто не ждёт!»: Семь важных пророчеств святых отцов о России