- Может ли христианин принести истинное покаяние, не выходя из дома?
- Примет ли его Господь, или без участия в Церковных Таинствах каяться бессмысленно?
- И, если подобное допустимо, как приносить покаяние вне стен Храма?
- Будет ли это выглядеть, как сокровенный ритуал или же достаточно просто обратиться к Богу с покаянной, сердечной, истовой молитвой?
Ответы на эти вопросы даёт Православный священнослужитель, Отец Максим:
«…Подобными вопросами часто задаются люди, не имеющие возможности прийти на Исповедь. И, прежде всего, отмечу следующий момент: каяться перед Небесным Отцом дома можно и нужно, причём делать это следует ежедневно. Не переживайте – и после домашнего покаяния Господь нас прощает и очищает от греха.
Вот Вы, к примеру, читаете вечернее правило или иную покаянную молитву – таким образом Вы уже просите у Небесного Отца прощения, и, безусловно, получаете его. О том же свидетельствуют и наши чувства: после такой молитвы мы ощущаем лёгкость и свободу, на нас снисходит благодать и мы обретаем силу для дальнейшей работы над собой и борьбы с пороками.
Древнеримский философ Сенека каждый вечер «проверял» собственную совесть, вспоминая о своих недавних мыслях и действиях. И подобные «проверки», на самом деле, очень важны – мы должны осознанно подходить к своей жизни, постоянно контролируя свои помыслы и поступки.
Неспроста Святые Отцы называли вечера «малой подготовкой к смерти», подразумевая под этой фразой состояние сна. А потому ежевечернее покаяние – процедура логичная и естественная.
Об испытаниях и регулярных проверках говорится и в наших молитвенниках и канонниках – подобные развёрнутые примечания там ставятся после вечерних правил. А потому, покаявшись, спросите себя: что Вы сегодня сделали хорошего или плохого? Не переставайте испытывать себя.
За дурное – кайтесь, а за благое просите у Господа прощения. Ведь всё хорошее мы часто приписываем только себе и возносимся, гордясь и тщеславясь, а это – тоже большой грех.
Помните о том, что ежевечернее покаяние – это истинное благо для каждого верующего человека, а потому не думайте, что каяться христианам надлежит исключительно в стенах Церкви.
Кроме того, я хотел бы затронуть и вопрос места покаяния. Об этом в своё время не раз говорил и Святитель Игнатий Брянчанинов – по его мнению, для покаянных молитв важно выбирать особые места. В противном случае, истинного покаяния у нас принести не получится.
Обратимся к примеру из жизни преподобного Иоанна Лествичника – он не раз упоминал о Святых Отцах, приносящих домашнее покаяние, а также об их методах:
«…Некоторые сокрушённо взирали на небеса, и, рыдая, взывали о помощи. Иные молились, связав свои руки за спиной, подобно преступникам,» – о том же, кстати, нам говорит и Игнатий Брянчанинов, рекомендуя в минуты покаяния убирать руки за спину, – «Иные, сидя на голой земле, опускали лицо на колени.
А кто-то безостановочно бил себя по груди или же безутешно плакал. Те, кто плакать не могли, избивали себя. Некоторые лили слёзы о духе своём, некоторые сидели и беспрестанно качали головами, и, словно львы, глухо рычали и стонали».
Именно так наши предки каялись в давние времена в местах, предназначенных для молитв. И если мы не можем каяться так же, и, более того – если мы к этому не стремимся, – то мы добровольно отказываемся от Спасения, избегая делания. Ведь нашим главным деланием должно оставаться именно покаяние, порождающее благодать и сердечную отраду.
И наши унылые и безрадостные состояния сегодня – это свидетельства отсутствия истинного покаяния, а также явное указание на то, что мы молимся не в тех местах.
Наши предки в моменты вознесения молитв возделывали руки к небу. К сожалению, со временем эта традиция была утрачена, и я считаю, что её необходимо возродить.
Вспомним о словах, произнесённых Апостолом Павлом:
Приведу и отрывок из рекомендации, вышедшей из под пера преподобного Симеона:
«…Обрати руки свои за спину и соедини их, как человек, которого ведут к месту казни. После этого, застонав из глубины духа, обратись к Господу с жалобностью и смирением: «Боже, помилуй меня, грешного и недостойного жизни, но достойного всяческих мучений».
Этим не ограничься – говори то, что у тебя на сердце, и то, что Господь попустит сказать. И, вспоминая о греховных деяниях своих, ударь себя, не ведая пощады, а затем снова соедини руки и возноси молитвы… И, возможно, Небесный Отец ниспошлёт тебе покаянные слёзы и подлинное сокрушение духа о грехе».
И такие слёзы и сокрушённость духа – это величайшие из даров, за которыми следуют отрада и утешение. Именно таким образом молились наши предки, хотя, должен заметить, что подобные обращения не были продолжительными.
Тогда ещё не существовало долгих молитвенных правил, и люди довольствовались духовными деланиями, внутренней напряжённостью и пением псалмов.
В покаянные минуты я советую Вам обращаться к первому, тридцать седьмому, тридцать восьмому и тридцать девятому псалму. Вспомним о том, с каких слов начинается первый псалом:
Произнося их, мы уже духовно восстаём против прегрешений – как уже совершённых, так и мысленных.
Конечно, иногда нужно себя испытывать, укорять и осуждать. И раскаяние необходимо именно практиковать, пропуская через себя, а не просто формально отчитываться Богу в своих промахах. Эта практика и порождает живые молитвы, отогревающие сердце и укрепляющие дух.
В противном случае, мы можем всю свою жизнь прожить, так и не усвоив самого главного, так и не стяжав благодать, даруемую нам Святым Духом.
Познав благодать единожды, мы добровольно отказываемся от суетных, плотских, греховных удовольствий, осознавая их бессмысленность и тщетность. И благодать от этого только усиливается.
А потому дай Господь каждому из нас серьёзности в этом важном, Спасительном, покаянном деле!».
Читайте еще:
Чтобы Бог простил грехи, просто прочтите эти слова из этого наставление Митрополита Павла
Молитва в 3 строчки о прощении грехов на каждый вечер «Нет случайностей в нашей жизни» – богослов о Божьем промысле С каких слов нужно начинать исповедь. Что об этом говорят батюшки