На третью Неделю (воскресенье) по Пасхе установлен день памяти жен-мироносиц, которые первыми узнали о воскрешении Христа. К ним относятся: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна, Сусанна, сестры Марфа и Мария и иные. К слову, доподлинно Церкви неизвестно, сколько было жен-мироносиц на самом деле, но традиционно называются вышеуказанные имена.
День жен-мироносиц нередко понимается как праздник всех женщин-христианок (8 марта в этом смысле будет аналогом), поэтому Православная Церковь почитает и возводит в идеал те качества, которыми обладали мироносицы: великая жертвенность, верность, любовь к Господу, живая пламенная вера и другие благодетельные качества.
В то же время, некоторые источники указывают, что понимать этот праздник как день всех женщин-христианок будет не совсем верно, поскольку в третье воскресенье по Пасхе также чтят память Никодима и Иосифа Аримафейского – тайных учеников Христа, которые совершали погребение своего Учителя (историю Никодима и Иосифа мы рассказывали в нашей статье в день Великой Субботы, поэтому сегодня подробнее остановимся на истории жен-мироносиц).
Все жены-мироносицы были разного положения и статуса: богатые, знатные, простые, одинокие девы и вдовы, матери семейств. Но всех их объединяла непомерная истинная любовь к Господу и тот подвиг, что они совершили, принеся в жертву свои страхи и опасности.
Почему же этих жен называют мироносицами? Мироносицы – это те, кто носит миро (особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол). Те женщины в ночь Воскресения Христова несли с собой драгоценное миро в руках для того, чтобы, по обычаю, возлить его на Тело Христа. Епископ Игнатий (Триф) добавляет, что мироносицами их называют не столько за то, что несли с собой сосуды с маслом, а за то, что они в сердцах своих несли особое миро – любовь ко Христу.
Святая Мария Магдалина родилась в Магдале – небольшом галилейском городе, ввиду чего и получила такое прозвище. Вероятно, Мария не была замужем, поскольку евангелисты называют ее по имени, а в то время в разговоре о женщине всегда уточнялось, из какой она семьи (например, Мария Иаковлева). Возможно, замужеству препятствовала ее бесноватость (евангельская история гласит, что Иисус изгнал из нее 7 бесов). Впрочем, тему ее замужества мы оставим, а поговорим о ее любви ко Христу.
Мария Магдалина следовала за Христом и была Его верной ученицей: она проявляла к Нему заботу, не отреклась и после ареста, в то время как апостолы испугались и покинули Учителя (при распятии Иисуса из апостолов присутствовал Иоанн; Петр же, вероятно, не пришел не из-за страха, а из-за стыда после отречения от Христа). Мария же не покинула своего Учителя даже при Его крестных страданиях.
Обнаружив исчезновение Тело Христа из Гроба, Мария горько заплакала. Когда же к ней обратился Иисус с вопросом «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?», Мария не узнала Его и подумала, что с ней говорит садовник. Она ответила: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Но очень скоро Мария узнала родной голос Учителя и воскликнула «Раввуни!», что означало "Учитель".
Мария сообщила апостолам о случившемся. Это была первая в истории проповедь о воскресшем Христе. Впоследствии и сами апостолы отправились проповедовать в разные уголки мира, но с ними отправилась и Мария Магдалина.
Дни памяти равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины – 4 августа и третье воскресенье по Пасхе.
Иоанна, еще одна из жен-мироносиц, была одной из самых знатных и влиятельных женщин среди остальных, обладала большими связями. Она была замужем за Хузом, который служил чиновником при правителе Галилеи Ироде Антипе. Благодаря своему положению и богатству, в дни проповеди Христа она брала на себя расходы по пропитанию апостольской общины и оказывала помощь в иных расходах.
Исследователи объясняют, что знатная дама обрела сильную веру во Христа и начала упорно служить Ему после того, как ее сына исцелил Сын Божий (Ин. 4:46-54). Также известно участие Иоанны в событиях усечения главы Иоанна Предтечи. Так, когда Иродиада надругалась над головой Крестителя и избавилась от нее, выбросив в мусор, мироносица отыскала голову ночью, положила ее в глиняный сосуд и погребла на Елеонской горе.
Сусанна – одна из самых загадочных жен-мироносиц в том смысле, что про нее мы знаем очень мало. Так, о ней лишь однажды упоминает Лука в Евангелии как о той, что служила «от имений своих». Это означает, что она была обеспеченной женщиной, равно как и Иоанна, с которой они находятся в одном ряду (Лк. 8:3). Только этот факт известен о святой Сусанне мироносице.
Марфа и Мария – сестры Лазаря, которого однажды воскресил Христос. Известно, что эта семья была очень благочестивой, гостеприимной, доброй, из-за чего Иисус часто бывал в их доме. Про Марфу мы знаем то, что она пригласила Господа в свой дом, хлопотала и «суетилась о многом», служила Ему после воскрешения Лазаря. Мария же слушала поучения Господа так, что Сам Христос поставил ее в пример перед своей сестрой: «Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее» (Лк. 10:38-40).
Саломия была дочерью Иосифа Обручника и матерью апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Евангелист упоминает о ней как о «матери сыновей Зеведеевых». Также служила Иисусу при Его земной жизни.
Святая Мария Иаковлева, она же Мария Клеопова, сопровождала Иисуса при Его служении, а также присутствовала при крестных страданиях Христа и погребении, ходила с другими женами-мироносицами ко Гробу, чтобы помазать Тело Христа погребальными ароматами. По одной из версий, Мария – дочь Иосифа Обручника, по другой – жена или дочь Клеопы, о котором упоминает евангелист Лука (24:18).
Отдельно стоит сказать о Богородице, Деве Марии, которая, согласно преданиям, первой получила весть о воскрешении Христа – Ангел явился к Ней лично. Некоторые исследователи вовсе полагают, что некая «другая Мария» и «Мария Иаковлева» – это и есть Дева Мария. Объясняется это тем, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла попечение о его детях от первого брака и, в связи с этим, могла называться матерью Иакова, сына Иосифа (отсюда и Мария Иаковлева).