Вопрос:
«Можно ли молитвенное правило выстраивать под свой духовный настрой и уровень? Например, правило батюшки Серафима Саровского плюс поминовение усопших, а потом молитва о здравии и некоторые другие молитвы по требованию души».
Отвечает батюшка:
Если мы говорим про какое-то правило, то хорошо бы, конечно, поупражняться в начале утренней и вечерней молитвой, которую предлагает нам Церковь и которая пять сотен лет находится в церковном обиходе.
Второе, что нужно сделать, – почитать Псалтырь на славянском или на русском.
И после этого уже можно говорить о каком-то индивидуальном правиле. Потому что человек, который прошел опыт церковного молитвенного правила, в принципе понимает структуру молитвы и может для себя выбрать определенные вещи.
Святой Исаак Сирин, преподобный Иоанн Валаамский (Алексеев), святитель Игнатий Брянчанинов и другие подвижники благочестия говорили о том, что мы должны сами для себя выбирать свой духовный пост и какое-то правило. Поэтому все это делать можно.
Если у вас, к примеру, есть духовник, то можно посоветоваться с ним.
Хотя тот же Иоанн Валаамский говорит так:
духовнику, особенно если он не единомыслен с тобой, многие вещи не рассказывай.
Не про грехи имеется в виду, а про свое духовное устроение.
Почему так? Чтобы не колебать себя, не смущать. Некоторые священники могут очень рьяно наброситься на человека, позволившего себе нарушить какой-то церковный канон, лишить причастия или могут наговорить невесть чего.
В таких случаях это лучше обсуждать только с тем, кому ты реально доверяешь. Это необязательно может быть батюшка.
Духовниками раньше были не священники вовсе, а просто монахи, духовные люди. Бывало, что даже монахами-то и не были, а просто жили в городах и постничали – и вот они становились духовниками многих людей.
А сегодня всем этим занимаются священники.
Преподобный Симеон Новый, осуждая такую концепцию, родившуюся в Византии, говорит следующее:
само рукоположение не дает вам права называться духовниками и быть ими, потому что духовником может быть только тот человек, который несет благодать Святого Духа в себе, который имеет в себе Святого Духа.
Когда люди сначала придумывают закон, а потом на законных основаниях начинают навязывать свои духовнические моменты, то тут надо брать некоторую паузу и подумать, стоит ли продолжать взаимодействие в таком формате.
И вот пример:
Есть человек, у него многодетная семья. Захотел он купить квартиру в кредит, накопил на первый взнос и пошел к своему батюшке, с которым близко общался, а тот не признавал кредитов вообще.
Что услышал этот прихожанин? Естественно, он услышал такое, что пришел в уныние. Он начал всех обзванивать, не знает, что теперь делать, горюет.
Тут хочется спросить: зачем ты обсуждал с ним этот вопрос?
Поэтому преподобный Иоанн Валаамский и говорит, что не надо этого делать. Грехи можно рассказать, причем только те, которые имеют текущее значение – обыденное, обиходное. Какие-то личные, серьезные грехи, которые ты обсуждаешь со своим личным батюшкой – это только с ним.
Какая-то жизненная ситуация, неустроенные отношения, грехи в частной жизни – все это только с близким человеком, которому ты доверяешь и который к тебе относится с милосердием, с любовью и теплотой.
Святые отцы рекомендуют простое правило, если чувствуешь, что устал или если молитва уже не трогает – замени молитвы. Это нормально. В древности никаких правил не было, была просто Псалтирь.
А когда читаешь Псалтирь, она не надоедает, ведь она всегда звучит по-новому, – все 150 псалмов запомнить никак не сможешь. Плюс к тому, это все-таки Слово Божие, а не человеческое, поэтому и воздействие на нашу душу другое.
Если говорить про правила: преподобный Серафим Саровский давал короткое правило для всех верующих, но в промежутках рекомендовал читать Иисусову молитву, чтобы быть в духовном осмыслении и настроении.
Поэтому если вы решились сделать все молитвенные правила, то просто нужно подойти к батюшке и сказать:
– «Батюшка, хочу вот так попробовать. Благословите поэкспериментировать»
– «Пожалуйста, попробуй. Потом о результатах расскажешь, и вместе подумаем. Может быть, что-то нужно будет добавить или что-то убрать».
С этими вещами православному нужно быть осторожнее. Сегодня навязывается культ духовничества, а духовников нет. Так зачем навязывать этот культ, когда людей, в которых обитает Святой Дух, – их просто нет либо крайне мало?
В итоге люди попадают в некое рабское состояние, когда без духовника они, бедолаги, даже в туалет сходить не могут. На все нужно брать благословение! А как батюшка будет тебя благословлять? Тем более, если он вообще незнакомый. Поэтому с этим нужно быть осторожным.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Когда допустимо покидать литургию, если не идешь на причастие? Мнения священников
Как определить, вы – верующий или воцерковленный? Раскрываем основные признаки тех и других Этого греха нужно бояться больше всего: 7 плодов уныния и печали При входе в храм важно не только креститься, но и творить молитву. Объясняем почему