Можно ли трудиться в воскресные и праздничные дни?

Этот вопрос может действительно волновать прихожан, поскольку многие православные христиане трудятся по сменам, которые, независимо от работника, могут выпадать на воскресенье или большой православный праздник. Людям, работающим только по будням, исполнять Божью заповедь о почитании седьмого дня проще, ведь воскресенье для них – всегда выходной день, который можно посвятить Господу. Но другие такой возможности не имеют, и отсюда вопрос: не грех ли будет трудиться в воскресные и праздничные дни?

Вопрос наш, прежде всего, связан с ветхозаветной заповедью. Когда Моисей был на горе Синай, Господь дал ему 10 заповедей, одна из которых касалась седьмого дня:

«А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20:10).

У нас седьмым днем недели считается не суббота, а воскресенье.

Но как следует понимать эту заповедь и что об этом сказано в Новом Завете? Один эпизод из Евангелия от Матфея описывает случай, когда фарисеи хотели уличить и обвинить учеников Христа в том, что они нарушают четвертую заповедь Бога (почитание седьмого дня). Ученики, сильно проголодавшиеся, начали питаться сорванными колосьями, на что фарисеи говорили Иисусу: «Ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу».

Иисус, видев намерения фарисеев, обличил их, указав, что царь Давид, которого иудеи почитали, когда сильно проголодался, вошел в дом Божий и ел хлеб, который не положено было вкушать никому, кроме священников. И далее, обличив фарисеев, сказал: «…милости хочу, а не жертвы… ибо Сын Человеческий есть Господин и субботы» (Мф. 12:1-8).

Другой случай упомянут в Евангелие от Луки. Здесь уже сам Иисус пришел в субботу в храм и вкусил хлеб, рядом же с Ним был больной человек. Христос, видя фарисеев, Сам задает вопрос: «Позволительно ли врачевать в субботу?». Фарисеи, понимая, что Сын Божий говорит истину, молчали. Спаситель, излечив больного, продолжил обличать их, задав риторический вопрос: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?». Фарисеи молчали, потому что понимали, что Христос говорит горькую правду о них (Лк. 14:1-6).

Таким образом, мы видим отношение Спасителя к четвертой заповеди. Прежде всего, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Если обратиться к Православному Катехизису, то там будет указано следующее. Во-первых, в Ветхозаветной Церкви под именем "субботы" подразумевались и другие дни, праздничные (как, например, Пасха), поэтому и в Церкви Христовой следует соблюдать праздничные дни. Во-вторых, Катехизис устанавливает, что в праздничные дни «не следует работать» и делать какие-либо мирские или житейские дела: в эти дни нужно совершать дела богоугодные (например, чтение Священного Писания, духовной литературы, пребывание в молитвах и т. д.). В-третьих, Катехизис пишет о причине, по которой нельзя трудиться в воскресные и праздничные дни: чтобы «совершать святые и богоугодные дела».

Протоиерей Феодор Бородин, отвечая на вопрос о том, можно ли работать в воскресенье, говорит, что в воскресенье нужно участвовать в Таинствах, молиться, навещать родственников и общаться с близкими. Он также считает, что работа, которая не будет считаться грехом в православии в воскресенье, – это благотворительная работа, то есть та, которая направлена не на свои желания и нужды, а на нужды других людей.

Протоиерей Александр Ильяшенко поясняет, что запрет на работу не в том, что нельзя совершать дела, а в том, чтобы это время посвятить вместо дел Господу. Поэтому, например, уборку в доме можно сделать и накануне.

Протоиерею Александру Тылькевичу поступил вопрос о том, можно ли работать в церковные праздники. Он к этом вопросу подошел с такой стороны: нельзя задавать вопрос в таком ключе. Он описывает ситуации, в которых буквальное и формальное соблюдение четвертой заповеди ведет к странностям: так, если человек работает на подводной лодке и выполняет задание, то неужели он в праздничный день откажется от своей службы? Или человек, который день и ночь охраняет государственную границу от врагов, неужели перестанет делать это в праздник? Или врач – разве он откажется от лечения больных?

Поэтому священник приходит к выводу, что на ситуацию нужно смотреть не под углом формальности, а возможности и нашей воли: можем ли мы в праздничный день отказаться от работы? Если возможность у нас такая имеется, но мы не отказываемся, то это неправильно. Однако если у нас нет такой возможности, потому что мы спасаем жизни, то никакого греха тут нет. Александр подводит итог: есть возможность – отказывайтесь, нет возможности – сходите в храм в другой удобный день.

Comments (0)
Add Comment