Летом у православных христиан есть два постных периода – Успенский пост и апостольский, в русском народе называемый Петровым постом.
Последний установлен, чтобы приготовиться к празднику воспоминания святых первоверховных апостолов Петра и Павла и с наибольшей пользой для души причаститься Христовых Тайн. Первоверховными этих двух апостолов называют, потому что они более всех других христиан потрудились в проповеди Евангелия в древнем языческом мире.
Петр был самым старшим из ближайших учеников Христа и братом Андрея Первозванного. Он входил в число двенадцати. Апостол Павел не входил ни в число двенадцати, ни в число семидесяти других учеников Иисуса. Церковь его вспоминает просто под титулом "первоверховного".
Начинается Петров пост через неделю после дня Святой Троицы, с понедельника (в этом году с 1 июля), и всегда длится до 12 июля (то есть, по 11 июля включительно). Поскольку Пасха и зависящие от нее праздники переходящие, то есть отмечаются в каждом году в разное время, длительность Петрова поста ежегодно меняется. Он может продолжаться от 8-ми до 42-х дней (в этом году летний пост продлится 11 дней).
Самый главный пример постника для христиан – это, как свидетельствует Евангелие, Сам Господь. В Нагорной проповеди Он говорит про пост, как про само собой разумеющееся духовное делание:
«Ты же, когда постишься, умой лицо твое и помажь голову маслом, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Отцом твоим, который на небесах. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Известно, что апостолы постились перед тем, как выйти на проповедь, поэтому Церковь и установила апостольский пост. В этом установлении содержится глубокий духовный смысл: каждый христианин тоже немного апостол. Если кто-то заинтересуется духовным опытом и смыслом христианской жизни, каждый православный с радостью о нем поведает. Не случайно Господь сказал, что, видя добрые дела христиан, люди будут славить Небесного Отца. В другом месте Иисус говорит, что по любви между христианами люди узнают, что они Его ученики.
Душа человека оживляет тело, а, значит, тесно связана с ним. Как душа влияет на тело, так и тело может влиять на душу. Когда тело лишается излишеств, чище становится и душа. Именно в этом смысл постнического подвига.
Согласно правил 33-й главе Типикона:
- не рекомендуется употреблять в Петров пост рыбу по вторникам и четвергам, но допускается в эти дни употребление масла и вина;
- в понедельник, среду и пятницу запрещается вино и масло, устанавливается сухоядение;
- в субботние и воскресные дни поста можно есть рыбу;
- если в понедельник, вторник или четверг случается славословная служба святому, то также можно есть рыбу;
- если славословная служба святому совершается в среду или пятницу, можно употреблять масло и вино;
- если в среду или пятницу святому служится Всенощное бдение, разрешаются рыба, масло и вино (точно такое же правило действует, если в храме престольный праздник).
В наши дни таких строгих ограничений придерживаются только монахи.
Очевидно, что мясо употреблять в пищу в течение Петрова поста нельзя, если у христианина нет особых болезней, немощей или иных обстоятельств. Например, беременных и кормящих женщин духовники обычно освобождают от гастрономического поста, но рекомендуют им отказаться от просмотра развлекательного контента, болтовни с подругами по телефону, другого пустого времяпровождения, и уделять вместо этого время чтению слова Божьего и другим полезным духовным делам.
Также постящиеся не едят яйца и молочную продукцию.
Если человек еще не избавился от какого-то грубого греха – например, от табакокурения и пьянства, в период Петрова поста ему рекомендуется сделать упор не столько на пищевой пост, сколько на искоренение страстей. Если верующие мужчина и женщина решили основать семью, венчание откладывается до окончания Петрова поста.
На Русь Петров пост пришел из Восточной Римской империи (Византии), когда славяне массово стали принимать христианство. Греки же утвердили этот пост в начале четвертого века после строительства и освящения в честь первоверховных апостолов нескольких константинопольских храмов.
Русские христиане придерживаются во время апостольского поста следующих традиций:
- более частое посещение храма;
- усиленные дела милосердия (помощь бедным, нуждающимся);
- посещение больных;
- паломничества по монастырям и поклонение святыням христианства;
- примирение с теми, с кем христиане были в напряженных отношениях.
В этот период на многих приходах настоятели благословляют молебны в честь святых апостолов Петра и Павла.
Христианин должен стремиться жить по-христиански постоянно, как в особые дни церковного календаря, так и в повседневности. Не следует думать, что в обычные дни можно быть немного погрешнее, а в пост уже нельзя. Нельзя христианину в храме вести себя хорошо, а дома похуже, потому что это будет лукавством и лицемерием. Преподобный Серафим Саровский говорил на эту тему, что гораздо лучше в пост есть мясо, но не поедать ближних, чем наоборот.