Сегодня мы поговорим об атрибуте, без которого сложно представить себе христианина. Речь пойдет о нательном крестике.
Зачем православному носить нательный крест? В первую очередь, это делается в знак верности Христу и принадлежности к Церкви Христовой. Помимо этого, крест оберегает человека, являясь средством благодатной защиты. Нательный крестик – образ Креста Господня. Многие несведущие считают странным, что христиане носят возле сердца изображение смерти Христа, но на самом деле крестик является изображением и напоминанием искупительной жертвы нашего Спасителя.
Крест выступает важным символом в творчестве Достоевского. В его произведениях не один раз происходит обмен крестами между героями, что олицетворяет взятие ответственности за другого человека и готовность "нести чужой крест". Так, Лизавета и Сонечка обмениваются крестами, став "духовными сестрами", после чего обмен происходит между Сонечкой и Раскольниковым (который убил Лизавету и Алену Ивановну). Сначала Раскольников не хочет принимать крестик, так как в тот момент он еще не готов к раскаянию и духовному очищению, однако впоследствии все же принимает его, перед признанием в убийстве. Таким образом, Раскольников принимает крест своей жертвы, будучи готовым "нести крест" за убийство.
Отметим, что жертвой выступают не только Лизавета и Алена Ивановна, но и сама Сонечка, которая принесла в жертву себя ради близких людей. Таким образом, первый обмен крестами происходит между двумя жертвами – Лизаветой и Сонечкой; второй – между убийцей и жертвой (Раскольниковым и Сонечкой). Обмен крестами символизирует "примирение" убийцы и жертвы.
Так как Лизавета – родная сестра Алены Ивановны, а Сонечка – духовная сестра Лизаветы, при обмене крестами с Сонечкой, Раскольников оказывается в духовном родстве с двумя своими жертвами. Достоевский показывает, что любое убийство, если поискать связи, оборачивается братоубийством.
Сонечка верила в благотворное влияние креста, потому и передала его Раскольникову. И хотя поначалу покаяние убийцы будет неискренним, истинное покаяние все же постигнет его, когда тот будет на каторге.
Первоначально ранние христиане, примерно до IV века, не носили крестики вообще. Вместо крестов они обычно носили медальоны, на которых был изображен закланный Агнец или Распятие. Об этом свидетельствует случай, что святитель Григорий Великий послал королеве Ломбардской Феоделинде два медальона с изображением Распятия. Медальоны носили на груди, под одеждой. Однако говорить о том, что до этого времени не существовало крестов, было бы неверно. Нательные крестики христиане тоже носили, как, например, мученик Прокопий (умер в 303 г.) носил на шее наполовину золотой и наполовину серебряный крест. Христианский воин мученик Орест (умер 304 г.) тоже носил крест.
В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что «не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Это касалось младенцев, которые приняли Крещение и на которых женщины возлагали медальоны. Отныне же медальоны уступают свое место нательникам и уходят в историю.
В VII-IX веках уже формируются восточный и западный тип иконографии креста. Это связано с тем, что ранее Церковь вела борьбу с ересью монофизитов, считавших, что во Христе есть только Божественная природа. Осудив эту ересь, Церковь на Трулльском Соборе 692 года (в 82-м правиле) выработало четкое догматическое обоснование иконографии креста: на нем изображается вместо ветхого агнца Сам Господь Иисус Христос. Причем, к изображению Христа сложились традиции, отражающие две природы Спасителя (Божественную и человеческую): Спаситель изображается умершим на кресте, голова Его склонена вправо, тело либо прямое, либо изогнуто, руки находятся в горизонтальном положении, открытые ладони пробиты гвоздями, каждая ступня ног пригвождена отдельно, Сам Спаситель как бы Своим видом открывает объятия все народам, как бы сходит с Креста.
Западная иконография креста, в лице Римской Церкви, не в полной мере восприняла эти традиции. Поэтому на католических крестиках, начиная с VIII века, Римская Церковь старается натуралистично изобразить Его страдания и муки, то есть, сконцентрироваться на Его человеческой природе. На Кресте Христос может быть изображен в состоянии агонии (предсмертном состоянии), тело как бы провисает на руках из-за тяжести, ступни пригвождены одним гвоздем, а голова Христа иногда увенчана терновым венцом. Специалист по истории Креста Юрий Федоров справедливо замечает, что такое изображение, в основном, обладает эмоциональным воздействием и ничего не говорит о торжестве Господа над смертью.
Когда Русь приняла христианство, в первые века русские христиане носили кресты поверх одежды, чтобы показать свою христианскую веру. Однако вскоре мирянам было не принято носить крестик поверх одежды, поскольку таким правом стали обладать только епископы, а позже – все священники. Священники носили наперсный крестик поверх одежды, но вместе с ним еще и собственный нательный крестик.