Сегодня мы разберем стих из Священного Писания, который звучит следующим образом:
Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас.
В чем же заключается смысл этих слов Спасителя, которые встречаются в Нагорной проповеди (7:6) и следуют сразу за словами об осуждении – о том, что нужно сначала вынуть бревно из своего глаза, чтобы потом уметь исцелить глаз своего брата, в котором лишь соринка?
Эти слова Господь привязал именно сюда, и очень интересно, для чего они нам сказаны.
Когда мы читаем их, то возникает вопрос, кто такие псы, кто такие свиньи, к кому это относится, почему, к примеру, мы должны многих людей считать таковыми, по каким критериям мы их должны считать, в каком смысле тогда актуальна проповедь апостолов, которые шли к разным людям? И как понимать тогда слова апостола о том, что ради вас имя Божие хулится у язычников?
Толкование первое. Под псами Блаженный Августин разумеет тех, кто нападает на истину, под свиньями – тех, кто пренебрегает ею. Именно из тех признаков, которые относятся к этим животным.
Второе толкование. Евфимий Зигабен говорит:
«Псы – это те, кто лают на Христа, а свиньи – это те, кто пребывает в грязи своих страстей».
Отсюда мы выводим две причины, почему нельзя святыню и жемчуг давать таким людям.
Потому что, во-первых, те, кто нападает на истину, пренебрегает ею, это могут быть внешние люди.
Мы должны таких людей выявлять и не давать им эту святыню.
А во-вторых, это те, кто лает на Христа и пребывает в грязи своих страстей. Первые – это сломавшиеся, отрекшиеся от веры ради своих похотей, именно по греху, а не по немощам,
Но из тех, кто действительно облаивает Христа, постоянно выискивают только один негатив. Критиковать Церковь можно и нужно по временам, но заниматься постоянно одной грязью, это, конечно, неприемлемо.
А те, кто валяется в грязи своих страстей, постоянно пребывают в тяжелых грехах, в тяжелых страстях, как блуд, прелюбодеяние, злоба, бешенство, мстительность и прочее. Таким людям святыня и таинство веры не должны нами даваться. Апостол Петр говорил по этому поводу следующее:
«Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья вновь идет валяться в грязи».
Итак, что мы будем подразумевать под святыней?
Блаженный Иероним говорит, что святыня – это хлеб сынов.
Когда пришла хананеянка и сказала Господу:
«Господи, дочь моя тяжело беснуется»,
Христос ей ответил:
«Не хорошо взять хлеб у детей и отдать его псам».
Что он имел в виду? Конечно же, слово проповеди, исцеляющую благодать, силу чудотворений.
И мы не имеем права давать эту благодать тем людям, которые облаивают Христа, пренебрегают им, относятся надменно, потому что благодать дается и направляется с нашей стороны только к тем людям, кто готов ее принимать.
Второе – это тело и кровь Христа, говорит святитель Афанасий Великий. Это большая святыня, которую не нужно давать таким людям. Поэтому все неверующие выпадают из числа людей, которые имеют право причащаться Святых Христовых Тайн, все некрещенные соответственно. И от этого как раз отстраняются люди, впавшие в грех, в блуд, в убийство, в ярость, еще во что-то. Эти люди тоже не допускаются до Причащения. Почему? Потому что осквернились грехом и должны исправиться и понести какое-то покаяние и исправление.
Потому что Бог, в принципе, никого не осуждает, но говорит следующее: «Иди и впредь не греши».
И мы должны это понимать, что никакой грех нам не имеет возможности сделать препятствие для Царства Небесного, но мы должны идти вперед и больше не грешить.
И третье. Слова епископа Михаила Лузина. Он говорит о том, что все, что освящено, все, что относится к Богу (освящение — это есть посвящение), и все, что посвящено, то есть освящено, святыня вся, она, конечно же, не должна даваться на попечение этим людям, и поэтому, соответственно, многие люди не могут войти в алтарь и прикасаться и к жертвеннику, и к престолу.
Что такое жемчуг или бисер по более древнему переводу?
Это, прежде всего, конечно же, Таинство Веры. Древняя Церковь, ранняя Церковь I, II, III вв., Таинство Веры, то есть сердцевину своих догматов, непосвященным не сообщала, а говорила только о нравственности и о спасении. Глубины Таинства Веры, а также богослужебные молитвы, Таинства непосвященным не сообщались.
Но так было до IV века.
И в нашей вере, конечно же, Таинство Веры, догматы — это учения веры, которые основаны на Священном Писании. И мы их должны, конечно же, беречь и дорожить ими. И поэтому эти вещи непосвященным ранее не давались.
Блаженный Иероним говорит, что эти Таинства Веры, догматы, то есть основу нашего спасения, эту тайну и сопричастие со Христом, это все нельзя вверять очень быстро новопришедшим. Потому что те, получив сразу все, потом это изблевывают, не могут усвоить и не ходят потом в церковь.
С IV века, как говорят святители, на рынках уже обсуждалось кто рожден, кто не рожден, Сын, Отец, кто безначален, а кто – начален. Все эти Таинства Веры, как только Церковь соединилась с государством, и язычники хлынули в большом количестве, стали опошляться таким принижением, что даже на базарах, на рынках, и все те, кто не имел к этому, в принципе, никакого отношения, все умствовали, разглагольствовали на эту тему. Это из письма святителя Григория Богослова.
Это же происходит и сегодня. Мы так же выгружаем в Интернет, все это обсуждаем и даем возможность, конечно же, хулить имя Божие. Это же касается и трансляции богослужения, и проповеди, то есть всех средств массовой информации, посредством которых сегодня проповедуется Слово Божие.
Что имеется в виду под растерзанием? Растерзание блаженный Иероним толкует как разрушение Таинства неверием. Евфимий Зигабен говорит, что, не приняв истину, эти люди озлобятся на нас и будут применять к нам даже и физическую силу.
Ну, так исторически и было. И в жизни каждого из нас, если человек живет лучше кого-то, чище, святее, пытается жить по-христиански, то он вызывает в своих собратьях, сослужителях даже злобу, зависть, ненависть, бесовскую неприязнь. Ну и в конце концов, такому человеку достанется.
Поэтому такую святыню, такой жемчуг, конечно, нужно прятать, в том числе и от своих домашних, которые тоже могут завидовать, если не имеют к нам истинной любви. Тем более от братьев-сослужителей, или по работе, или от друзей порой нужно это все скрывать, чтобы люди не видели, что мы чем-то богаче, чем-то чище, чем-то выше их, чтобы они не восприняли против нас, так сказать, прививку злобы, и обратившись, не растерзали нас. Ведь нет страшнее врагов, чем бывшие друзья.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
Насколько важно поститься в среду и пятницу? Священник дал ценные пояснения
Сорокоуст: какова его польза, и когда его просто необходимо заказывать? Что говорить на исповеди, если часто исповедуешься? Священник Валерий Сосковец Три смертных греха, которые прощает Бог