Зачастую тема поста воспринимается довольно неоднозначно даже теми, кто много лет ходит в храм. Послабления стали больше самооправданием, а строгий пост, если и берется кем-либо, оказывается совсем не по силам.
Увы, мы забываем о золотой середине и отсюда многие и проблемы. Всегда нужно трезво оценивать и свои особенности здоровья, и в тоже время не злоупотреблять послаблением.
Святой праведный Иоанн Кронштадский выделил главное особенности поста, как средство борьбы со своими страстями, и описал их по пунктам.
«Пост – хороший учитель:
1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа;
2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;
3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;
4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей»
«Не хочу поститься, и в рай меня, пожалуйста, и желательно без исповеди! Ну, ваш Бог-то милосердный, так и простит меня, значит» – написал один из наших читателей и это стало основой для это статьи. Точнее мы постараемся через святых отцов найти ответ на волнующий вопрос.
Старец Иоанн Крестьянкин часто беседовал со своими чадами и просто приезжими к нему ради любопытства, и подобные вопросы ему тоже задавались. Батюшка давал такое наставление:
«Великий пост – это время наших усиленных молитв, в которых мы будем просить Бога, чтобы Он принял наше покаяние и простил бы наши грехи. Будем умолять Господа, чтобы Он Своей милостью укрепил наши слабые силы на пути к вечной жизни… Не забывайте, что спасается не тот, кто только по имени христианин, а тот, кто трудится над спасением своей души. Святая Церковь хочет, чтобы каждый из нас постоянно занимался самоанализом. Тогда он видит греховность. Такой самоанализ, несомненно, приведет его к покаянию, позовет к покаянным слезам. А покаянные слезы – это самые дорогие для нас слезы, те слезы, о которых в Евангелии сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). За такими покаянными слезами обычно следует утешение и радость»
Батюшка не говорит, что цель поста – не есть чего-то, он обращает внимание на то, что мы должны прийти к покаянию, а это можно сделать через самоанализ. Но когда брюхо набито, думать о спасении души не приходиться, потому больше наши мысли о земном заняты и плоть разжигается, и блудные дела совершаются. Чтобы обуздать свои страсти, нам и необходим пост.
Вернемся к наставлению отца Иоанна Кронштадтского, он говорит такие важные слова:
Пост усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования – цель жизни – выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает по видимости какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, середину и конец дела, а на самом деле концом всего выходит – ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения всеми силами: и умом, и волей, и чувством. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
Тут даже и дополнять нечего. Все очевидно и ясно. Но все же мы ищем себе оправдания своей лености.
Даже среди верующих бытует мнение, что пост – время печали и скорби, потому некоторые делают лица хмурыми и стараются всех критиковать, кто не постится или говорить что-то не соответствующие. Но это все проявление греховности, это нужно в себе заметить и работать над этим. Вот в этой борьбе со грехом нужно быть и после поста придерживаться того же. А преподобный Паисий Афонский и вовсе развеивает миф и о грусти и печали в постные дни, дав следующее наставление:
«Войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, человек будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки… Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи… Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды — потихоньку вся она утечёт»
«Но Бог милосердный и спасет любого грешника, даже если я не пощусь» – возникает мысль.
Да, Бог спасает всех, но есть для этого условие, условие для спасения: ты должен сам хотеть этого не на словах, а на поступках. Мы много говорим, но Христос отвечает нам и на это: «не всякий говорящий Мне Господи! спасется», но творящий праведность.
В Евангелии мы находим ясные указания Христа Спасителя на важность и необходимость поста для жизни человека… Пост есть непременное условие внутренней концентрации, собирания сил, без чего человек не способен осуществить духовный прорыв, не готов к сильному и значительному духовному деланию, столь необходимому и важному для созидания и обновления глубинных основ человеческого бытия.
Без исповеди, без очищения души от всякой скверны (греха), не представляется возможным спасение. Человек, который идет против Бога, он и там будет в одиночестве и где скрежет зубов. Но одиночество будет вечным и все страсти, которые он не поборол на земле, будут и там его изводить, только гораздо сильнее, так как тела нет, а совершить блуд тот же желание останется. Так же и остальные грехи.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«…если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства»
Потому важно не только пост соблюдать, но и молитву сюда прикладывать, и дела милосердия совершать, и исправление должно быть, воздержание.
Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит:
«Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.»
Вот почему так и важно не заниматься самооправданием своей лени. Как сказал один известный священник: "Дурачками в рай пролететь не получиться. Любое наше притворство и самооправдание, оно будет нам явлено, потому что все известно очам Божиим. И суд будет нам соответствующий".
Иоанн Златоуст очень хорошо написал о посте:
Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых.
Видите, сколько всего необходимо в посте. Но большинство только о еде говорят. Дело ведь не в еде.
Архимандрит Павел Груздев прямо отвечал:
За еду никто не будет в аду… Кружку молока выпей — кровь у людей не пей!
Это кстати, самое точное и краткое определение поста. Пост – исправление своих недостатков. Кому-то полезен строгий пост в пищи, потому что блуд не дает покоя, а кто-то болеет и не может без молочного, потому что это необходимо ему для здоровья.
Здесь каждый сам избирает меру, но она должна быть честной. Потому что любое наше притворство видно Господом и может быть весь наш пост не принят Им, если мы слукавили и т.д.
Важно! Сам Христос предписывает людям предстать пред Господом во дни поста с умытым лицом, с помазанной головой. Такой совет очевидно обусловлен тем, что всё, что делается человеком для прославления имени Божьего и исполнения Его заповедей, должно делаться радостно, от чистого сердца, без печали, досады и уныния.
Будем помнить об этом и стараться делать всё по силам и во славу Божию! Ведь Бог пришел призвать грешников к покаянию!
Как гласит народная мудрость: «Боже, поможи, а сам на печи не лежи!»
Так что пост, как выясняется все же нам необходим, но не в одной пищи должен быть он, а во всём.
А в заключении, ну очень поучительное наставление, немного с юмором даже, протоиерея Сергия Вишневского, который почил не так давно, а именно в марте 2017 года, на 92 году жизни:
«Меня спрашивают, обязательно ли поститься. Я так скажу: не надо вовсе. Это же так трудно столько времени не есть мясного и прочего скоромного. Не поститесь! Заболеете какой-нибудь болезнью, раком ли или еще чем-то, что ничего есть нельзя будет — тогда отпоститесь за всю жизнь. Ну, а если кто хочет безболезненно отпоститься, тогда — милости просим соблюдать все, что о постах установила Православная Церковь. Еще спрашивают меня, как часто нужно ходить в храм — каждый ли день, раз в месяц или раз в год. А я скажу так: не надо ходить. Ведь это так трудно — выстоять службу, подойти к исповеди, причаститься. Не ходите! А помрете — и попадете к демону. И будете вечно рядом с ним. Вечно! С которым не только часу, двух минут невозможно рядом пробыть. А вы будете вечно там!.. Ну, а если кто-то из вас хочет после смерти вечно быть в раю, рядом там с Александром Васильевичем Суворовым или каким-нибудь иным таким же хорошим человеком, тогда — добро пожаловать в храм Божий!»
😊
Всем помощи Божией! Приятного поста!
Аминь.
Слава Богу за всё!
Другие публикации канала
Москвичка пережила клиническую смерть и нашла путь к вере, потом встретила отца, который бросил ее и тоже был на том свете
Мощи этого святого пытался скрыть Вагнер, но лишь совсем недавно их обнаружили. Оказалось, что они нетленны и имеют температуру живого Карагандинский старец призвал не уезжать никуда со своих мест, так как везде бедствия будут и завещал любить всех, наставляя на будущее