С удивлением узнал, что знаменитейший псалом Давида 108 вызывает у некоторых верующих панический ужас и оторопь.
Содержание статьи:
- 1 С удивлением узнал, что знаменитейший псалом Давида 108 вызывает у некоторых верующих панический ужас и оторопь.
- 2 Кстати, очень интересно и любопытно объяснял эту, на первый взгляд, чудовищную жажду мести святитель Иоанн Златоуст:
- 3 Это – новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано расхищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого просит: «да не будет, – говорит, – у него заступника» (Пс. 108:12). Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. «Да не будет щедрого для сирот его».
- 4 Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных несчастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и погибли в неизвестности.
- 5 Кому же адресованы все несчастья и проклятья?
- 6 Далее святитель задается весьма любопытным вопросом – что же собой представляет псалом 108? Это пророчество или проклятие? И тут же сам на него отвечает: «Это пророчество в виде проклятий».
- 7 Ради чего писался псалом?
- 8 Сила же и смысл псалма 108 заключается в том, что Спаситель всегда готов защитить всех обездоленных, несчастных, нуждающихся в Его помощи, оказавшихся один на один с бедой.
- 9 В каких случаях стоит читать псалом?
- 10 Читайте также:
- 11 Дорогие друзья, изучайте и читайте Священное Писание! Не забывайте молиться Господу, Пресвятой Богородице, своим святым и Ангелам-хранителям! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
Читайте здесь:
«ВОЗДАЯНИЕ ОТ ГОСПОДА ВРАГАМ МОИМ и говорящим злое на душу мою! да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это…»
Во всяком случае, под предыдущей моей статьей про псалом 108 один из комментаторов написал:
«Дааа, молитва чертей каких-то, так проклинать обидчика! А как же всё терпеть, а? Возлюби врага своего, и прочее???».
А все из-за того, что в псалме много проклятий и сильнейшего гнева. Причем царь Давид и пророк безжалостен не только к обидчику своему, но и к отцу его, матери, детям.
Но знаете, друзья, все это недоумение, в общем, и объяснимо, и закономерно. Дело в том, что псалом 108 был написан почти за десять столетий до Рождества Христова. Сам же царь Давид, являвшийся помазанником Божиим, жил во времена жестоких войн, бесчисленных козней и интриг. Очень часто его собственная жизнь была на волосок от смерти.
И ничего странного нет в том, что в самом начале молитвы псалмопевец жалуется Богу на своих недругов. Да, видно, столько горя он хлебнул из-за них, что просит беды и несчастья обрушить на их головы:
«Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».
Кстати, очень интересно и любопытно объяснял эту, на первый взгляд, чудовищную жажду мести святитель Иоанн Златоуст:
«Здесь нам нужна великая внимательность, потому что сказанные слова, при одном их произношении и с первого взгляда, смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание и на детей, и на отца, и на мать его, и не довольствуется одним несчастьем, но прилагает бедствия к бедствиям.
В самом деле, посмотри, чего просит он. «Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его», т.е. пусть будут обвинителями его люди порочные и коварные, и пусть он не преодолеет их. Это и значит: «когда будет судиться он, да выйдет осужденным». Не довольствуется и этим наказанием, но при таком осуждении просит еще, чтобы кто-нибудь другой получил после него честь его: «и достоинство его, говорит, да приимет другой». Не останавливается и на этом, но заграждает для него единственную оставшуюся пристань, прося, чтобы он не удостоился никакой милости от Бога: «и молитва его, говорит, да будет в грех».
Притом просит, чтобы он подвергся преждевременной смерти: «да будут, – говорит, – сыновья его сиротами». Не останавливается и здесь, хотя и этого было бы достаточно, но еще продолжает. Душе весьма воспламенившейся свойственно не удовлетворяться одним или двумя наказаниями, но просит столь многих. Следующее затем еще более тяжко: просит сиротства и вдовства остающимся после него. Хотя по смерти его это необходимо должно случиться, но, пылая гневом, полагает и это в ряду проклятий.
Не останавливается и на сиротстве, но и после таких бедствий простирается далее, увеличивает бремя, просит, чтобы потомки его были изгнанниками и переселенцами: «скитаясь, да переселяются, – говорит, – сыновья его», т.е. пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя себе места для пристанища.
Вместе с этим просит им нищеты, и нищеты крайней и невыносимой, так чтобы они не получали помощи даже от родных, но, скитаясь, искали ее у иноплеменников и незнакомых. И послушай, как выражает это. Сказав: «да переселяются сыновья его и просят, прибавляет: да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».
Это – новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано расхищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого просит: «да не будет, – говорит, – у него заступника» (Пс. 108:12). Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. «Да не будет щедрого для сирот его».
О, какой великий гнев, когда и преждевременное сиротство не находит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуждается на крайнюю погибель: «да будут, – говорит, – дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его» (Пс.108:13).
Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных несчастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и погибли в неизвестности.
И как бы недостаточно было несчастья детей его, прибавляет еще: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их» (Пс.108:14, 15).
Это особенно свойственно гневу – раскрывать подробно несчастья, о которых сказано вообще, и часто повторять одно и тоже. Сказав: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его, прибавляет: да не очистится». Хотя это – одно и то же, но гнев побудил сказать и то и другое; а смысл этих слов следующий: умертви его, убей, уничтожь.
Видишь ли, какое множество проклятий? Если хочешь, я опять с начала перечислю их. Пусть, говорит, попадет он к злым людям, будет обвинен, предан в их власть, осужден, подвергнется преждевременной смерти, лишится чести и увидит, что она перешла не к потомкам его, но к кому-нибудь чужому; пусть жена его погибнет, и дети терпят бедность и сиротство, проводят жизнь в нищенстве, будут осуждены и отовсюду изгоняемы, не имеют никакого защитника, будут лишены и благоволения Божия, не находя себе никакого ни пристанища, ни убежища; пусть изгладится имя его с земли, и погибает он в неизвестности; пусть и отец и мать его будут наказаны за грехи свои и погибнут несчастным и злополучным образом».
Кому же адресованы все несчастья и проклятья?
«Хочешь ли узнать, кто этот человек, так осуждаемый? Если мы, слыша, что какого-нибудь человека порицают, спрашиваем у присутствующих, о ком это говорится, то тем более, слыша такие проклятия от пророка, необходимо узнать, и узнать со страхом и сокрушенным сердцем, кто этот человек, подвергшийся столь сильному гневу, так огорчивший Св. Духа, что об нем говорится столько и таких страшных бедствий», – писал Иоанн Златоуст.
Далее святитель задается весьма любопытным вопросом – что же собой представляет псалом 108? Это пророчество или проклятие? И тут же сам на него отвечает: «Это пророчество в виде проклятий».
В таком случае возникает новый вопрос: кому же конкретно оно адресовано? Есть у этого врага имя? «Отчасти об Иуде пророчествовал здесь Дух чрез Давида; а в остальной части о других. Пророчество бывает и в таком виде», – так объяснял свое видение на эту тему святитель Иоанн Златоуст.
Ради чего писался псалом?
Не только ради того, чтобы осыпать врагов проклятьями. Обращаясь к Богу с просьбой о защите, царь Давид, с одной стороны, хотел продемонстрировать всем силу и торжество добра и справедливости. А с другой – ничтожество тех, кто его преследовал, унижал и оскорблял.
Сила же и смысл псалма 108 заключается в том, что Спаситель всегда готов защитить всех обездоленных, несчастных, нуждающихся в Его помощи, оказавшихся один на один с бедой.
В каких случаях стоит читать псалом?
Когда люди, творящие зло и гадости, перестали бояться Бога и Божиего наказания. Есть даже выражение такое: «Побойся Бога!». Когда человеку надеяться больше не на кого, кроме как на Бога. То есть должна быть какая-то крайняя, безнадежная ситуация.
Учитывая, что псалом обладает огромной силой, может ли человек нечаянно навредить сам себе, неправильно оценив положение вещей? Это вряд ли. Бог все видит. Ему и решать – помогать или оставить, как есть…
Читайте также:
Молимся так, как учат нас святые отцы!
Две гвоздики на недобрую память. Зачем подростки дарят учителям такие «подарки»?