Четвертая неделя связана с евангельской историей о расслабленном, то есть парализованном человеке, который страдал от болезни целых 38 лет. Исцеление он получает от Иисуса у Овчей купели в Иерусалиме (называлась она по-еврейски Вифезда, что означает Дом милосердия). Произошло это следующим образом.
Дело в том, что каждый год Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и тот, кто первый в нее входил, исцелялся. В надежде получить исцеление возле купели, находился и расслабленный, в числе множества других больных. Когда же Иисус, подойдя к нему, спросил:
«Хочешь ли быть здоров?».
Расслабленный ответил:
«Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Тогда Иисус сказал:
«Встань, возьми постель твою и иди».
После этого больной встал и пошел, исцелившись.
Согласно Евангелию от Иоанна, позднее Христос встретил исцеленного в храме и сказал ему:
«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Очень важным является тот факт, что излечившийся не забыл о Господе, и после своего исцеления приходил в храм, где его и встретил Христос.
Священник Антоний Русакевич, размышляя над евангельской историей о расслабленном, говорит о том, что словами «не греши больше, дабы не случилось с тобою чего хуже» Иисус показывает, что болезнь расслабленного была от его грехов, и если он не исправится и продолжит грешить, то с ним может случиться что похуже. По словам священнослужителя, болезнь для этого человека стала благом, научила терпению и упованию на Господа, а также привела в храм.
Священник рассказывает, что часто слышит слова о том, что Бог наказывает болезнью, однако это совсем не так, потому что Господь болезнью излечивает душу человека и удерживает от греха, направляя на верный путь. Поэтому необходимо благодарить Господа не только за очевидно благие вещи, но и вообще за все, что происходит в нашей жизни.
Болезнь расслабленного сравнивается Церковью с болезнями души, которые есть у каждого из нас. Причина этих болезней кроется в наших грехах.
Отметим также, что Ангел Господень, который помогал больным исцеляться, сходил в купальню раз в год, в то время как Иисус дарует исцеление через воды крещения любому и в любое время. Что касается исцеления расслабленного, то совершено оно было в субботу, когда, согласно иудейскому закону, нельзя было работать. Закон был доведен до такой крайности, что иудейские священники и старейшины возмутились, когда Иисус исцелил больного в субботу.
Доведение Закона до крайности компенсировало у иудеев маловерие, что и порицал Христос. Так, например, мы помним, что книжники и фарисеи укоряли Иисуса за то, что Его ученики ели неумытыми руками. Что же ответил на это Христос? Он назвал их лицемерами, поскольку они требовали умывать руки, но сами не соблюдали заповедь «Почитай отца своего и мать свою». Внешнее соблюдение Законов Божьих и доведение их до крайности отличает евреев и сейчас.
Бывший священнослужитель Владимир Головин рассказывает историю про еврея, которому нужно было преодолеть большое расстояние на поезде. Дорога заняла бы более 7 дней, поэтому в любом случае пришлась бы также на субботу. По еврейским законам, в субботу можно проходить и проезжать лишь определенное расстояние, но еврей нашел выход: в субботу он взял таз с водой и опустил в него ноги – таким образом он не шел пешком, не ехал, а плыл.
Священник Константин Кравцов также размышляет о евангельском эпизоде, который повествует о расслабленном. Тот самый расслабленный, паралитик, страдавший немощью 38 лет, встречает Иисуса. Спаситель задает ему вопрос: «Хочешь ли ты быть здоров?». С одной стороны, может показаться, что такой вопрос задавать больному человеку немного странно. Но отец Константин объясняет, что странности здесь никакой нет, поскольку, как мы знаем, среди больных и нищих существуют как те, кто хочет избавиться от своего плачевного состояния, так и те, кто извлекает из него выгоду и потому хочет оставаться таким.
Вероятно, Христос, встретившись с расслабленным, задает ему такой вопрос, чтобы испытать его. После того, как расслабленный отвечает утвердительно, Иисус мгновенно исцеляет больного, из-за чего, делает вывод отец Константин, встреча с Самим Иисусом оказывается "эффективнее" купания в воде, возмутимой Ангелом.