В Неделю 5-ю по Пасхе Церковь вспоминает Евангельский отрывок, в котором Иисус встретился с самарянкой.
Прежде всего, скажем о том, кто такие самаряне. Ассирийский царь Салманассар покорил евреев и отвел в плен, на их же место привел язычников. Оставшиеся на своей земле евреи смешались с переселенцами-язычниками – так и появились самаряне.
В самарянах оказались смешаны не только национальности предков, но и вера: принимая, подобно евреям, великое Пятикнижие Моисея (которое составляет первые 5 книг Ветхого Завета), поклонялись Господу, но также, подобно своим предкам-язычникам, верили в других Богов. Евреи же, вернувшись из плена, начали восстанавливать храм, а когда самаряне хотели принять в этом участие, то те не допустили их. Самаряне же построили себе другой храм, на горе Гаризим (это место было выбрано потому, что Моисей велел произнести благословение на этой горе – Втор. 11:29).
Отношение евреев к самарянам было весьма скверное – даже хуже, чем к язычникам, потому как самаряне приняли Пятикнижие Моисея, но отвергли писания пророков и предания.
Итак, когда Христос вместе со своими ученики возвращался из Иудеи в Галилею, то проходил через Самарию – страну Самарянскую. Там он остановился у колодца, который находился у города Сихема (святой Иоанн называет этот город "Сихарь"). Подошла женщина набрать воды. Учеников Иисуса в тот момент рядом не было, поскольку они отлучились за покупкой пищи. Иисус обращается к самярянке с просьбой дать Ему попить воды. Самарянка, распознав, что перед ней иудей (возможно, по манере речи или же одежде), очень удивилась, поскольку иудеи, как мы писали выше, весьма презрительно относились к самарянам, а потому ситуация, когда иудей просит у самарянки воды, показалась женщине удивительной. Христос же сказал самарянке, что если бы она знала, Кто перед ней, то сама просила бы утолить ее духовную жажду, а Он дал бы ей «воду живую».
Самарянка, не понимая слов Иисуса, подумала, что под "живой" водой Он подразумевает ключевую, которая находилась на дне колодца. Поэтому она спросила, как может Он достать эту воду, если Ему нечем ее зачерпнуть. Христос объясняет женщине, что в духовной жизни благодатная вода имеет совсем не такое воздействие, как физическая вода в жизни телесной. Тот, кто будет напоен благодатью Духа Святого, уже никогда не будет жаждать. Самарянка, вновь не разумев слова Христа, подумала, что Он говорит просто об особенной, но физической воде, а потому просит дать ее ей.
Тогда Христос просит женщину позвать своего мужа, на что та отвечает, что мужа у нее нет. Иисус говорит о том, что у этой самарянки было 5 мужей, а тот, который есть поныне, вовсе не муж ей. Тогда самарянка, увидев всеведение Христа, поняла, что говорит не с обычным человеком. Она просит Его разрешить спор между самарянами и иудеями – рассказать, кто же из них прав, и чья вера более угодна Господу. Она спрашивает, где правильнее поклоняться Богу: в Иерусалиме, где поклоняются евреи, или на горе Гаризим, где поклоняются самаряне.
Христос говорит ей, что место поклонения не имеет значения, а спор между иудеями и самарянами скоро исчезнет. К слову, так и произошло, поскольку Иерусалимский храм был сожжен в 70 году н.э., а самаряне перестали считать свою гору особым местом для поклонения.
Христос отдает предпочтение поклонению иудеев, поскольку самаряне отвергли писания пророков и предание. Также отметим, что Иисус указывает на важность и главенство поклонения «духом и истиной», но это не отменяет внешнего поклонения, поскольку мы состоим не только из духа, но и из плоти. Даже Христос не пренебрегал внешним поклонением.
Самарянка начинает рассуждать о том, что придет Мессия. Христос ей открывается и говорит о том, что Он и есть Мессия. Отметим, почему Иисус долго не объявлял Себя Мессией при иудеях, но так легко рассказал об этом самарянке: дело в том, что иудеи ожидали политического вождя, в то время как представления самарян были не настолько испорчены, и ожидали они именно пророка. Самарянка, осознав, Кто перед ней, бросается в город, чтобы возвестить о пришествии Мессии.
Вернувшиеся ученики были удивлены тому, что Учитель беседует с женщиной, поскольку правила иудейских раввинов запрещали долго беседовать с женщиной, а также говорить с ней на дороге, даже с женой. Существовала и такая установка, что «лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». Как мы видим, Иисус пренебрегает этими правилами и спокойно беседует с женщиной, проповедуя ей Истину. Также скажем, что это была первая проповедь, направленная не к иудеям.