9 июня 2024 года Русская Православная Церковь посвящает это воскресенье (неделю) одному евангельскому событию – чуду исцеления слепорожденного Спасителем. Сегодня мы поговорим о том, что из себя представляет это событие и каково его значение.
В Евангелии от Иоанна этому событию посвящено 34 зачало. Когда Иисус ушел от фарисеев, Он увидел человека, который с самого рождения был слепым. Этот человек изначально просил милостыню из-за своей слепоты. Господь, видя несчастие слепого, сжалился над ним, умилосердился и исцелил его: Иисус, плюнув на землю, сделал брение и помазал им слепому глаза, приказав умыться в купальне (источнике в подножии горы Сион). Слепой выполнил указание и вернулся зрячим.
Люди, видевшие, что тот самый слепой, который был с самого рождения незрячим, который раньше просил милостыню, теперь ходит и видит мир. Тогда люди спрашивали у него, как он прозрел, на что зрячий (его звали Силоам, что значит "посланный") ответил:
«Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Но на вопрос о том, где сейчас находится Христос, Силоам не знал ответ.
Это событие крайне заинтересовало многих, из-за чего Силоама повели к фарисеям, которые узнали у него эту историю. После рассказанной истории между фарисеями произошла распря: одни считали, что Тот, кто исцелил слепого, «не от Бога», «потому что не хранит субботы», другие, напротив, считали, что грешный человек не мог сотворить такие чудеса.
Фарисеи стали сомневаться в том, что этот человек вообще когда-либо был незрячим, поэтому отыскали его родителей и разузнали о нем, чтобы убедиться в достоверности его слов. Родители же пояснили, что это их сын, но поскольку они боялись, что если признают Иисуса за Христа, то их отлучат от синагоги, родители не решились рассказать эту историю и поручили ее бывшему слепому. Силоам, в конце концов, сказал фарисеям фразу, из-за которой они рассердились и выгнали его:
«Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».
Господь наш Иисус Христос, зная о случившемся, пошел к слепому и спросил, верует ли он в Сына Божия. Слепой сначала усомнился в том, кто такой Сын Божий, чтобы Ему верить, но Господь сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Исцеленный обрадовался, что познал Сына Божия, что это Он вылечил его, и уверовал в Господа, поклонившись Иисусу до земли (Ин. 9:1-38).
Сие чудо, сотворенное Иисусом, произошло в субботу – в день, когда, по иудейским правилам, нельзя было ничего делать. Исцеление, как и совершение иных добрых дел, шло вразрез с этими правилами. Иисус же показывает, что для добрых дел не существует ограничений по дням недели, а также подталкивает к мысли, что не стоит бездумно исполнять обряды и формальности – необходима горячая, живая вера.
Другая евангельская история рассказывает нам, как Иисус исцелил парализованного – случилось это также в субботу.
Священник Антоний Русакевич говорит о том, что этот евангельский эпизод не столько о физическом, сколько о духовном прозрении. Человек, который полагается лишь на собственные знания и собственную мудрость, останется духовным слепцом, в то время как духовное зрение может даровать лишь Господь.
Получается, что без Господа мы слепы, а душа наша заперта во грехе. Дабы освободиться от оков и прозреть, необходима вера и любовь к Богу, упование на Него.