В православном церковном календаре седьмая Неделя после Пасхи посвящена памяти святых отцов Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Этот Собор знаменателен своими решениями, которые положили начало формированию основных догматов христианской веры, в том числе утверждением Символа Веры. В этот период Церковь вспоминает тех, кто защищал православное учение о Христе против ересей, особенно арианства.
Сразу определимся с понятиями. "Собор" – собрание или консилиум всех крупных православных иерархов; под термином "ересь" подразумевается какое-то частное мнение или учение о Боге, которое противоречит истинному учению Церкви Христовой. Термин "вселенский" означает общий, а также еще и принятый всеми, и проверенный временем. Вселенский Собор осуждает все отклонения от веры, не соответствующие святоотеческому учению и Евангелию, и предает анафеме еретиков, разрывающих единство веры Православной Церкви.
Всего таких Вселенских Соборов было семь. Что же заставило святых отцов собраться всем вместе и защищать веру? Священник по имени Арий из Александрии, живший в III-IV вв., будучи хорошим проповедником, распространял ересь о том, что Иисус был лишь высшим творением Бога, а не Творцом и Богом-Сыном. И за несколько лет его "новая вера" распространилась настолько, что стала угрожать единству Церкви и грозить расколом.
Тогда святые отцы стали просить помощи у царя Константина Великого осудить богохульные "учения" Ария и успокоить Церковь. И великий царь христианский организовывает Собор в Никее в 325 г., куда съезжаются все крупные иерархи (более 300 епископов из различных регионов Римской империи).
Все лето святые отцы трудились над тем, чтобы обратить еретиков в православие, но безуспешно. Известен случай, когда во время споров и горячих дискуссий святитель Николай дал Арию пощечину, так как более не мог терпеть хулы, возводимой на Спасителя и Пресвятую Троицу. Царь Константин, в ответ на проявленную дерзость, приказал бросить Николая в темницу, отняв омофор и святое Евангелие. Но ночью к нему в тюремную башню явился Спаситель, который вручил Евангелие обратно. Царь наутро, узнав об этом, вернул святого на Собор, прославив Николая как Угодника Божьего.
В результате, на Первом Вселенском Соборе более 300 святых отцов осудили Ария и его богохульное учение, установив Догмат о Святой Троице. Тогда же была составлена I часть Символа Веры в знак исповедания апостольской веры.
На этом религиозные разногласия, разумеется, не были закончены, и позднее стали появляться так называемые секты – группировки людей, оторванных от Церкви Христовой. В настоящее время также в мире существуют тысячи сект, которые обманом, обещанием финансовой помощи и проч. пытаются заполучить в свои группы новых членов, особенно среди молодежи, поскольку их подкупить проще всего.
Поэтому задачей каждого христианина является знание Священного Писания, Священного Предания, катехизиса, а также учений святых отцов Церкви. Жить с верой в Бога, быть людьми молитвы, исповедовать свои грехи – это наш хлеб духовный, наше спасение.
Седьмое воскресенье после Святой Пасхи Церковь именует "Неделей Святых Отцев I Вселенского Собора". Это последние семь дней, которые предшествуют празднику Пятидесятницы – сошествию Святого Духа на апостолов.