Один из вопросов, который ставится современным обществом перед православной культурой, это вопрос о татуировках и о модификациях тела.
В последнее время мы можем наблюдать (не только в реальной жизни, но и в сети Интернет) обилие того, как люди различным образом изменяют себя. Это касается мельчайших элементов, начиная от каких-нибудь едва заметных татуировок и проколов и заканчивая совершеннейшим изменением человеческого естества.
Давая ответ на вопрос об отношении православной церкви к татуировкам, необходимо сказать, что сложившаяся в этой связи ситуация сегодня – это явление беспрецедентное.
Ведь первоначально татуировка была чем-то сигнифицирующим/определяющим. К примеру, ее носитель мог подвергнуться социальной стигматизации, то есть быть исключенным из общества.
Она могла говорить о том, что ее носитель совершил какие-то проступки или даже преступления.
Примерно такая же история была и с пирсингом. Этот, казалось бы, незначительный элемент нередко встречался у рабов или пиратов.
Тем не менее, было замечено, что в период до эпохи модерна и постмодерна татуировки, модификации тела имели определенные значения. Специфика же нашего времени в том, что эти татуировки лишаются своих первоначальных значений. То есть человек посредством их просто украшает себя.
Это может быть и одним из процессов познания человеком самого себя.
Как дети, когда у них есть какой-то конструктор или какая-то модель. Они начинают эту модель разбивать, раскрашивать – это ведь инструмент познания этого предмета! Так же и человек познает свое тело.
В период постмодерна тело лишилось всех своих антропологических качеств, которые были у него до этого. Оно оказывается совершенно потерянным в культурном и семантическом смысле для человека. С помощью татуировок, модификаций тела он как бы снова его познает. И это одна из функций татуировок, не считая, конечно, эстетической.
Поэтому, когда мы говорим о православии и татуировках, необходимо отметить, что тату на теле человека – это все равно что граффити на храме.
Православная культура исходит из того представления, что тело человека, будучи создано Богом, совершенно. И еще большее совершенство оно может приобрести только в обожении. Когда произойдет второе пришествие Иисуса Христа, тела наши преобразятся. Это будет венцом славы нашей – и телесной, и духовной.
В соответствии с этим нет никакой нужды, чтобы украшать своё тело татуировками, потому что оно и без того смотрится благолепно, оно богоданно. А татуировка, наоборот, говорит о том, что ее носитель руководствуется совершенно иными культурными мотивами, эстетическими ценностями. И по всему этому можно заключить, что такому человеку не свойственна такая глубина эстетического мировоззрения, как в христианстве.
В книге Левит мы можем встретить упоминание о том, что израильтянам и богоизбранному народу было запрещено наносить на свою кожу различные рубцы и телесные модификации. Связано это с тем, что язычники, которые жили рядом с израильтянами, эти наносимые татуировки, резцы и знаки употребляли в своих, языческих, целях. То есть они, тату того времени, были больше символами религиозными. И вот в этом отношении запрет на татуировку есть в книге Левит.
Однако Новый Завет такого запрета не знает. И здесь, конечно, дело уже в том, что новозаветный принцип отличается от принципа ветхозаветного. То есть это принцип, когда все-таки закваска, брошенная в тесто, должна сквашивать тесто. Поэтому христиане уже не дистанцируются от общества, но наоборот должны идти в него.
И сама татуировка нисколько не препятствует спасению человека. Точно так же, как и граффити на храме не препятствует тому, чтобы там совершать богослужение. Просто это элемент является неблаголепным с точки зрения православной эстетики.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Тату на теле: что об этом думают батюшки и богословы?
Грех ли женщине ухаживать за собой, ведь Богородица не пользовалась косметикой? Что если жизнь после смерти будет не такой, как учит Церковь? Игумен Лука (Степанов) Что делать, если меня прокляли? Как снять проклятие? Отвечает батюшка