Для того, чтобы подробно отвечать на вопросы, касающиеся поста для детей, мы проясним два важных момента: кто такие дети и что такое пост?
Ребенок, согласно российскому законодательству, – это лицо, которое не достигло 18-летнего возраста. Перед законом дети несут ответственность либо с 14, либо 16 лет (в зависимости от вида ответственности). Но когда дети несут ответственность перед Богом?
В Православной Церкви по сей день существует то возрастное деление, которое было принято еще в дореволюционные времена.
До 7 лет ребенок считается младенцем – он, как правило, не несет ответственности перед Господом и Церковью за свои поступки. Вследствие этого, ребенок не может принимать участие в исповеди: как можно исповедоваться в том, в чем нет ответственности? Таких детей допускают к причастию без исповеди.
С 7 до 14 лет ребенок переходит из младенчества в отрочество – новый этап жизни. Ребенок уже именуется отроком (девочка – отроковицей) и, по словам иеромонаха Иова (Гумерова), ему не полностью вменяется грех.
С 14 лет у ребенка наступает этап "юности", когда он, как правило, достигает нравственного сознания и зрелой воли, поэтому ответственность за грех он несет в полной мере.
Заметим, что биологический возраст не всегда совпадает с духовным.
Теперь, когда мы выяснили возрастное деление в Церкви, мы можем более подробно коснуться вопросов о том, обязательно ли детям соблюдать пост, и с какого возраста можно начинать это делать. Лучшим вариантом будет рассмотреть эти вопросы не по отдельности, а в совокупности, поскольку второй вопрос органично вытекает из первого.
Что касается обязательности поста, то здесь, как мы заметим, действуют в целом те же правила, что и для взрослых – по мере своих возможностей. Протоиерей Максим Первозванский учит, что для любого постящегося человека, вне зависимости от возраста, есть следующее обязательное правило: пост не должен ухудшать здоровье. Отец Максим говорит, что для здоровых детей в принципе существует послабление, по церковной практике, в виде дозволения рыбы в пост (кроме среды и пятницы), однако все же практика не является общепринятой, и дело здесь уже обстоит с каждым человеком индивидуально.
Что касается развлечений в пост, то здесь священнослужитель на своем примере рассказывает, как своим маленьким детям, например, ограничивает время за компьютерными играми или «меняет репертуар фильмов», но ни в коем случае не лишает ребенка всех радостей и развлечений. На вопрос о том, вредит ли пост здоровью и учебе, священник дает такой ответ: нет, это миф советских времен.
Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос о том, можно ли 14-летнему ребенку соблюдать строгий пост, если он этого желает, говорит, что ребенку в таком случае ничего не мешает отказаться от излишеств в интернете, просмотра фильмов и прочего очищения информационного поля, однако отец Андрей наставляет, что строгий пищевой пост в таком возрасте – это слишком, поэтому лучше ограничиться послаблениями.
Есть также и такие мнения. Например, епископ Феофан Затворник пишет родителям такое наставление, что ребенка «надобно с первых лет начинать остепенять … к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладаю над нею». И далее поясняет, что это делается для того, чтобы в зрелом возрасте человек мог уже более свободно справляться с потребностями своей плоти. В то же время, предупреждает епископ, «первая закваска очень дорога; от детского питания многое зависит в последующем».
Немного также затронем тему поста в Российской империи. Так, до революций, когда народ был более религиозным, Великий пост соблюдался в семьях настолько строго, что люди, не соблюдающие пост, могли сойти за вольнодумцев, еретиков и кого-либо еще. А малых детей матери нередко наставляли поститься после «трех Великих постов», то есть на третий год жизни ребенка. Ребенок не то что рыбу, но даже молоко вкушать обычно не мог, хотя некоторым детям, например, разрешали по благословению духовника после причастия в субботу попить молоко. И это, хочется заметить, соблюдалось все по строгости в тех условиях, когда русские крестьяне жили более сурово и ограниченно в гастрономическом плане, нежели современные люди. Причем, как замечено из разных источников, пост не шел в ущерб ни физическому, ни психическому здоровью ребенка.
Иван Шмелев, русский писатель классик, в своем романе "Лето Господне" описывает быт Москвы во время Великого поста. Так, в доме главного героя, мальчика, с первого дня убираются картины, шторы, и полностью меняется не только домашняя кухня, состоящая из постных продуктов, но и рынок в Москве. Театры и разные развлекательные программы прекращают действие и временно закрываются.