Одна из самых актуальных и, вероятно, волнующих тем. Молитва – это то, что сопровождает христианина на всем его жизненном пути. Молиться – значит разговаривать с Господом.
Наверное, каждый из православных христиан сталкивался с такой проблемой, когда душа будто не тянется к молитве. Будто бы происходит "высушивание" души и начинает казаться, что от простого произнесения механических слов в душе ничего не происходит. Закрадываются мысли о том, что Господь нас не слышит, что молитва наша становится неискренней. И, в связи с этим, возникает вопрос: стоит ли принуждать себя к молитве или лучше сделать перерыв, чтобы собраться с силами и духом? Ответ на него мы постараемся дать в сегодняшней статье.
Для начала скажем, что тема молитвы сугубо индивидуальная. Каждый христианин молится по необходимости, по молитвенным правилам и т. д. Кто-то читает полные молитвенные правила на 15-20 минут, а кто-то пользуется краткими. Но важно одно: душа поддерживает общение с Богом. Если же общения нет, то связь слабеет, а это очень опасно для души. Дьявол, увидев это, запросто направит усилия на то, чтобы сбить нас с истинного пути. Отсюда делается вывод: молиться нужно как можно чаще. Для христиан молитва должна быть ежедневной.
Но надо ли принуждать себя?
На этот вопрос за нас уже ответили святые отцы и священнослужители. Мы лишь постараемся привести их точки зрения.
Молитва рассматривается не только как общение, но и как тяжелый труд – нередко даже подвиг. Поэтому, чтобы молиться, нередко следует понуждать себя к молитве.
Преподобный Иосиф Оптинский говорил, что молитва с самопонуждением находится в воле человека, а молитва с умилением – в воле Господа, и именно поэтому человек должен молиться так, как он может, понуждая себя, а умиление подаст Бог, когда это будет ему угодно.
Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) рассуждает на эту тему так: читать молитву по привычке даже правильнее, чем читать ее "с наслаждением", потому что чтение молитвы по привычке – это подвиг, тяжелый и трудный, который зависит от нас, тогда как "наслаждение" от нас не зависит – нам его дарует Господь. И добавляет, что люди обычно ищут какого-то чувства, но это большая ошибка. Отсюда вывод: молиться по принуждению, чтобы действие это вошло в привычку.
Святитель Тихон Задонский утверждает, что молитва с самопонуждением «рождает молитву легкую, чистую и сладостную». Поэтому даже если принуждать себя, то молитва ваша станет легкой и привычной.
Протоиерей Павел Великанов на вопрос о том, стоит ли понуждать себя к молитве, отвечает твердо и однозначно: «Конечно!». Он объясняет это тем, что молитва вызывает «естественный бунт падшего человеческого естества». То есть, молитва – это путь от падения к спасению, и мы должны его пройти.
Протоиерей Андрей Николаиди говорит нам, что молитвенный подвиг дается тяжким трудом и выражается в постоянстве. Поэтому, наставляет священник, молиться нужно даже тогда, когда холод сковывает сердце, когда молчит совесть, и когда лень берет над нами верх. А фразы «отдохни, помолишься потом» – это искушение, поддавшись которому, есть риск отдалиться от Бога.
Протоиерей Владимир Новицкий в одном из видео на ютуб-канале сравнивает молитву с дыханием и задает риторический вопрос: «Нужно ли заставлять себя дышать, чтобы жить? Очевидно, нужно». И настаивает на том, что молиться следует даже тогда, когда трудно и не хочется, и, главное, – положить начало любой молитве. Ведь нередко человек говорит, что он устал и не может, но стоит только начать дело (в нашем случае – молитву), как эта усталость мигом пропадает, будто ее и не было.
Напоследок хотелось бы привести мысли протоиерея Андрея Ткачева, которые, полагаем, приятно завершат нашу тему. В одном из своих интервью он приводит слова Иисуса Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). И раскрывает их так: нужно как можно чаще докучать Господу, нужно уперто, упорно, усердно, напористо молиться. И тогда, говорит священник, вы достучитесь до дверей милосердия Господа.