Мнения о соборовании среди прихожан, как оказывается, различны. Многие убеждены, что во время Великого поста нужно обязательно пособороваться хотя бы раз. Также некоторые думают, что это Таинство нужно обязательно проходить не реже одного раза в год. Кто-то считает, что к нему нужно прибегать чаще – как минимум, в каждый из больших постов, причем независимо от того, болен ли ты или здоров.
Однако же это мнение ошибочно, потому что оно противоречит смыслу Таинства. Елеосвящение предназначено именно для больных людей.
И в этом нетрудно убедиться, если мы посмотрим на текст чинопоследования Таинства. В третьей песне канона читаем:
И далее здесь же:
И далее:
А вот в Тропаре читаем:
Какое отношение ко всему этому имеют здоровые люди?
Все молитвы соборования проходят мимо них, потому что они не про них. В молитве священник читает:
И хор поет от лица собравшихся больных:
Давайте задумаемся, как это может петь здоровый человек?
Господь уже наградил его здоровьем, а он изображает из себя больного и просит исцелить. Как это выглядит в глазах Божьих?
Вот что указано далее в чине таинства:
Бывает, к этому Таинству приступают здоровые люди – говорят же, мол, мы все больные – нет, это таинство конкретно установлено для людей, серьезно больных. И идея о том, что нужно обязательно пособороваться, независимо от того, болен ты или нет – она не совсем правильна. И это противоречит смыслу Таинства.
И вот несколько цитат, подтверждающих сказанное выше. В частности, об этом Таинстве говорится в таком тексте, как «Православное исповедание» (книга долгое время считалась наиболее авторитетным изложением православной веры):
«Какое седьмое Таинство церкви? Елеосвящение. Оно установлено Христом, ибо когда он послал учеников своих по два, то они помазывали маслом многих больных и исцеляли. Что должны наблюдать при этом Таинстве? Чтобы больной содержал православную и кафолическую веру и исповедовал грехи свои перед священником, духовником своим?».
Также и в катехизисе святителя Филарета Московского мы читаем:
«Что такое елеосвящение? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, освященным растительным маслом, призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни».
Итак, вероучительные тексты Церкви прямо говорят, что елеосвящение предназначено для больных.
Также в подтверждение можно привести слова некоторых святых. Например, святитель Тихон Задонский пишет следующее:
А вот что говорил преподобный Никон Оптинский:
Стоит также привести выдержку из труда протоиерея Михаила Архангельского о тайне святого елея:
А вот что говорится в настольной книге священнослужителя:
Наконец, приведем цитату из статьи «Елеосвящение» в православной энциклопедии:
«Все православные богословы однозначно говорят о том, что таинство подается болящим, но не только тем, которые находятся при смерти. Совершать елеосвящение над телесно здоровыми людьми русские догматисты запрещают или безоговорочно, как, например, святитель Петр Могила, или с исключением одного лишь Великого четверга, когда по традиции в больших соборах и монастырях совершался чин общего елеосвящения, святитель Димитрий Ростовский.
Святитель Филарет Гумилевский указывал, что Таинство не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаянными грешниками, а митрополит Макарий Булгаков писал, что оно предназначено для христиан только больных и больных тяжело».
В XIX веке в России распространилось сложное понимание, что к соборованию нужно прибегать только перед уходом в мир иной, из-за чего это Таинство почти вышло из употребления. Отчасти потому, что далеко не всегда можно видеть, что человек действительно приближается к концу своего земного пути, отчасти потому, что даже когда это можно было видеть, все равно и сам больной, и его близкие сохранили надежду, что он все-таки выздоровеет.
С этим неправильным пониманием, что соборование только для умирающих, боролись наши святые в XIX веке. В частности, оптинские старцы и другие святые воодушевляли больных не бояться прибегать к соборованию.
Но в XX веке тенденция сменилась на прямо противоположную, и уже все стали прибегать к соборованию, в том числе и здоровые люди, что также является ложным пониманием, противоречащим смыслу таинства.
Бывает, люди думают: «А кто у нас здоровый? Здоровых вообще нет, есть только недообследованные!» и так далее.
- Во-первых, если бы здоровых вообще не было, то тогда и понятия здоровья не существовало бы.
- А во-вторых, неужели вы всерьез считаете, что 150 лет назад, или в средние века, или, может быть, во время поздней античности все были здоровые в массе своей?
Понятно, что какие-то мелкие недомогания, несовершенства в здоровье могут быть у многих. Но все-таки, если в целом Господь даровал тебе здоровье, то нужно быть благодарным Богу за этот дар. А когда Бог даровал тебе здоровье, и ты идешь потом на Таинство, предназначенное для больных то, как это все выглядит в глазах Божьих?
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Почему Бог забирает близких, даже если за них молишься? Объясняет священник
Четыре причины всех недугов в православии Существует ли чистилище на самом деле? Как пройти все мытарства? Отвечает протоиерей Олег Стесняев Главный вопрос, который мы должны были задать, если бы встретили Христа