Сегодня мы поговорим о таком важном и глобальном вопросе для любого человека, как смысл жизни. Над этим вопросом бьются ученые, философы, писатели, поэты, режиссеры, психологи, причем уже не одно тысячелетие. Смысл жизни – наверное, самый вечный и самый актуальный вопрос в жизни каждого человека, а в особенности – православного христианина.
Ответ на вопрос о смысле жизни дан человеку еще в Священном Писании. Можно вывести такую формулу: смысл жизни = богопознание (Ин. 17:3) + богоуподобление (Еф. 5:1) + богообщение (Ин. 14:23). Также уместно привести цитату из "Деяний святых апостолов":
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-28).
Помимо Священного Писания, ответ на вопрос о смысле жизни давали в Священном Предании святые отцы Церкви и подвижники. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что мы должны искать лишь Господа вместо всего иного. Преподобный Максим Грек считает, что Господь создал нас на земле для того, чтобы мы были «радетелями бессмертной красоты и участниками тайных Божьих бесед».
На тему смысла жизни высказываются священники и по сей день.
Священник Лев Аршакян считает, что смысл жизни заключается в исцелении от гордости, послушании и возвращении в Рай, подобно Христу.
Протоиерей Владимир Вигилянский говорит, что любой человек, который решится на честный ответ о смысле жизни, неизбежно придет к Богу.
Священнослужитель Александр Дьяченко, отвечая на вопрос о смысле жизни, говорит, что жить нужно ради спасения и стяжания Небесного Царства.
Профессор А. И. Осипов полагает, что особенность православного понимания смысла жизни состоит в «вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением». Богослов поясняет, что такое понимание строится на следующем: убеждении в существовании Господа и признании Его источником бытия и блага, убеждении во временности земной жизни, являющейся переходящей формой для совершенной жизни с Богом. Христианский смысл жизни профессор заключает в том, чтобы человек приобрел на земле «богоподобные духовные ценности и веру в реальное воскресение тела для бесконечной жизни в Боге».
Очень хорошо о смысле жизни православного христианина написал в одном из своих трудов чтец Кирилл Борисов (магистр богословия). Эта статья называется так: "Смысл жизни: один верный и 7 ложных". В ней магистр достаточно подробно и ясно излагает позицию о смысле жизни для человека и о губительности других смыслов, которые считаются, по мнению автора, ложными путями. Так, смысл жизни для православного человека магистр видит в стремлении к Богу, богопознанию и богообщению. В пример можно привести слова Господа, в которых Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Следовательно, путь к Господу – есть путь к смыслу жизни, которую Он даровал нам.
Также богослов говорит о том, что если избрать ложную цель в жизни, которая отлична от богопознания и богообщения, то это является нарушением заповеди «Не сотвори себе кумира», причем в качестве кумира надо понимать не столько идол, сколько вещи, предметы, жизненные ценности. В нашей иерархии ценностей, по словам блаженного Августина, «если Господь будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Однако бывает такое, что в иерархии ценностей на месте смысла жизни ставится что угодно (дети, счастье будущих поколений, оставления после себя чего-то потомкам, работа, бессмертие, удовольствия и т.д.), но не Господь.
Целью человеческой жизни считается вход в Божественную жизнь, но в земной жизни – стать святым. Такой вывод делает магистр богословия.
Смысл жизни может быть как главным, так и частным, поэтому вполне нормально, если у православного человека, помимо главного смысла – пути к Богу, существуют другие смыслы, которым он отдает второстепенное место в своей жизни. Опасность здесь может заключаться лишь в том, что второстепенный смысл станет на место главного.