Сегодня мы затронем важную тему, которой часто интересуются люди, – крещение младенцев. Зачем крестить маленьких детей, если у них нет осознанной веры? Зачем их крестить, если они безгрешны? Зачем крестить, если это идет вразрез со свободой воли, ведь младенцы находятся в неосознанном возрасте и не могут осознать происходящее? Обо всем по порядку.
Для начала скажем, что все православные священнослужители, разумеется, выступают за то, чтобы православные родители крестили своих детей в младенчестве. Чем же они это аргументируют?
Говоря о свободе воли, священники задают встречный вопрос: зачем учить ребенка русскому языку, если он не выбирал этот язык? Может быть, во взрослом возрасте он примет решение считать своим родным языком китайский. Зачем учить его читать и писать, если он не просил?
Родители отдают ребенка в детский сад, школу, воспитывают – при этом, не спрашивая о том, хочет ребенок этого или нет, потому как родители понимают, что это необходимо и полезно для самого ребенка. И если родители понимают важность воспитания в православной вере и приобщения ребенка к православию, понимают, что Церковь окажет положительное влияние на его духовный рост, то они непременно сделают младенца членом Церкви путем Таинства Крещения.
Здесь возникает другой вопрос: а если ребенок вырастет и решит, что ему ближе другая ветвь христианства, ислам или даже атеизм? Что ж, в таком случае крещение в православии никак ему не помешает. Он спокойно сможет перейти в иную конфессию или же вовсе перестать посещать храм.
Священники отмечают, что не получится держать ребенка в религиозном вакууме до его совершеннолетия: так или иначе он будет контактировать с представителями разных религий, которые будут оказывать на него определенное влияние. И, к слову, он ведь может вырасти мусульманином, не значит же это, что ему не нужно давать есть свинину (т.к. свинина запрещена в исламе) из уважения к его возможному будущему мировоззрению?
Далее бытует мнение, что младенцы безгрешны, однако это далеко не так. Абсолютно все люди наследуют первородный грех, а потому безгрешным нельзя назвать даже новорожденного.
Многие люди воспринимают ребенка как нечто святое и невинное, что впоследствии поддается влиянию окружающей среды и становится менее "святым". На деле, все наоборот: у детей в раннем возрасте довольно эгоцентричное восприятие реальности, они считаются себя центром вселенной, а потому зачастую капризничают и плачут, когда что-то случается не так, как они хотели. Задача родителей – помочь ребенку преодолеть этот неотъемлемый этап развития, чтобы в дальнейшем ребенок научился адекватно и с уважением относиться к окружающим и самому себе. Ребенка можно сравнить с неограненным алмазом, где огранка – тяжелый и упорный труд родителей по воспитанию малыша.
Апостол Петр говорит:
«Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38).
Заметим, что он говорит о важности крещения для каждого человека, вне зависимости от его возраста, дабы его грехи были прощены.
В Евангелии от Иоанна мы можем прочесть слова Иисуса о том, что если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Говоря о тех, кто «родится от воды и Духа», как мы понимаем, Иисус имеет в виду тех, кто принял святое Крещение.
Таким образом, Православная Церковь выступает за то, чтобы православные родители крестили своих детей и давали им воспитание по принципам своей веры. Кроме того, обязанность по воспитанию ребенка в православной вере лежит и на крестных родителях.