В Псалме 24-м из книги Псалтирь есть такие слова:
Это то же самое, что говорит апостол Павел:
«Любящим Бога все споспешествует ко благу».
То есть только для тех, кто ищет заветы с ним или для тех, кто ищет истины Его. Человеку, не взыскующему Господа, человеку, отчужденному от Господа, кажется, что все пути Господни – это все как-то неправильно, непонятно, неверно. Все Бог, по их мнению, неправильно делает, неправильно людей сводит, неправильно их разводит, время, в которое живут, неверное, все делается неправильно, да все плохо и смысла никакого нет.
Для человека, не ищущего Бога, не взыскующего соединения, завета с Богом, не ищущего прежде царства Божьего, для него все, что он видит, вся жизнь, в которой он проживает, кажется глупой, бестолковой и бессмысленной. Ни в чем нет смысла. Как только человек обретает путь и ищет завета с Господом, он понимает, что все Господни пути – милость и истина. Вот это то, что разводит людей по разные стороны от Христа.
Встретились два человека, один говорит: «А почему Бог так делает?».
Тот ему отвечает: «Потому что вот так, иначе-то и делать нельзя».
Первый говорит: «А зачем он это делает?».
Другой ему отвечает: «В этом же вся цель и есть, если этого не делать, то все будет плохо».
Первый отвечает: «Да ты вечно Бога оправдываешь».
Так он потому и оправдывает Бога, потому и живет в том, что видит, что во всем есть любовь Божья и замысел Божий. И он видит это, потому что ищет соединение с Богом. А тот, кто ругает Бога за все то, что происходит, и не видит в этом смысла не потому, что его нет, а потому, что ему не нужен Бог. Он не ищет соединения с Богом.
Люди ругают, скажем, какое-то событие историческое или еще какое, чьи-то действия или стратегию работы своего начальства, или события своей семьи, они этим говорят не то, что все бессмысленно, они говорят этим то, что им не нужен Христос. Они не хотят быть в завете с Богом, то есть не хотят быть едиными с Богом во Христе. Потому и не видят ни в чем смысла и любви.
Те, которые говорят: «Есть же и смысл, и любовь Божья, Бог не оставил народ свой», они говорят не о событиях, они говорят о том, что они-то ищут соединение с Богом. Они ищут соединение с Богом во Христе, они хотят вступить с Богом в завет.
Можно по-другому сказать, это будет величественнее, но сложнее. Христос говорит:
Если человек хочет соединиться со Христом, он причащается Иисусу Христу.
А какая молитва читается до того, как вспоминаются вот эти заветные слова Христа? Молитва читается о том, что мы тебя, Господи, благодарим, что Ты нас привел в бытие, что Ты все сделал для того, чтобы привести нас в Вечное Царство, благодарим Тебя за все благодеяния, явленные и неявленные, которые Ты совершил для нас, мы Тебя за все благодарим, и в конце концов вот эти заветные слова Иисуса Христа, указанные на картинке выше.
Получается, что человек, вступая в завет со Христом через причащение крови и тела, Христа за всё благодарит. Не за машину, на которой он приехал в храм, не за дом, в котором он живет, не за ребенка, который у него есть, а за все: и за машину, и за дом, и за ребенка.
Если у меня такой муж, я благодарю тебя за мужа. Если у меня больная мама, благодарю тебя за больную маму. Если у меня нет отца, благодарю тебя за то, что у меня нет отца. Я благодарю тебя за все, что ты сделал в моей жизни, потому что вся моя жизнь – это то, что ты с ней сделал.
Пока человек не думает так, не чувствует так, если он не увидел, что все, чем нас окружает Бог, есть и милость, и разум, он не может причаститься и вступить в завет со Христом. Он и не причащается. У него не получается. Он вошел в храм, бурча на свою жизнь, жену, ребенка. И ушел, бурча на свою жизнь, на свою жену, на своего ребенка.
Человек может вступить в завет с Богом только тогда, когда он принимает все его судьбы.
Для того, чтобы вступить в завет со Христом, почувствовать эту радость общения с Богом, человек должен сказать сначала: «Господи, я принимаю все, что ты мне послал». Благодарность – ключ к вступлению в завет.
С другой стороны, если мы не чувствуем этой благодарности, не можем сказать, что все пути Господни милость и истина, то значит мы не ищем завета со Христом. Мы ищем чего-то другого, чего-то своего, чего-то испорченного, неправильного. Если нас до сих пор мучает ропот, то этот ропот свидетельствует нам о том, что мы не ищем соединения с Богом.
Если мы возмущены тем, что мы одиноки, или тем, что у нас много детей, или тем, что у нас нет детей, или тем, что у нас мало денег, или тем, что у нас много денег, или тем, что у нас здоровье не то, или еще чем-то возмущены, мы не ищем соединения с Богом. Мы ищем своей воли. А соединение с Богом есть принятие Его воли. «Да будет воля Твоя» – помните?
Это наш путь, наша аскеза. Мы должны работать над собой именно в том смысле, чтобы принять всё, посылаемое нам, как посылаемое Богом. Конечно, жалко, что миряне не знают молитвы, которые читает священник на Божественной литургии. Хоть один-то раз можно было прочитать и увидеть, что является непременным условием для вступления в завет со Христом.
И там бы вы увидели, что там есть благодарность за все, что произошло в вашей жизни. Человек должен принять свою жизнь как дар. У каждого есть прошлое, оно разное. Есть такое прошлое, как у преподобного Сергия. Есть такое прошлое, как у Серафима Саровского. Но у нас прошлое, как у разбойника и у Марии Египетской.
Мы отнюдь не святые люди с детства своего, и до того, как пришли в храм, мы много нагрешили. Причем есть грехи страшные, но хотя бы кажется, что их можно изменить. А есть грехи, которые изменить нельзя. Скажем, совершенный аборт. Обратно же ребенка не родишь. Или совершенное убийство, или разрушенная семья – обратно ж ее не склеишь.
То есть такие грехи, которые не исправить.
И часто человеку приходит помысел:
«Если бы я знал, как надо жить, я бы такого никогда не сделал. А теперь все напрасно, все плохо, я теперь навеки грешник, и ничего мне не светит».
И начинает тоскливо скулить по поводу своей несчастной, неудавшейся жизни.
Это неправильно. Это рождает невроз, постоянное копание в прошлом вместо того, чтобы жить сегодняшним днем. Это все потому, что мы не примирились с Богом, мы не вступили с Ним в завет.
Ведь разбойник, когда вступает в завет с Богом, ему же никто прошлых грехов не напоминает. Он живет, как будто начиная жить вот с этого момента, когда сказал: «Ты помяни меня во Царстве Твоем». Мы за свои грехи страдаем, а он невинно страдает. Он пострадал несколько часов, выпавших на его долю, и никто его за прошлые грехи не обличал.
А Мария Египетская… Ведь сколько людей она погубила. Но она же об этом не думает. Она думает только о том, как сохранить верность Богу. А что было, то было. Итогом всего этого стало ее спасение.
Примирение человека с Богом свидетельствуется тем, что он начинает понимать, воспринимать свою прошлую жизнь как путь к Богу, а значит путь этот благословен.
Если он закончился тем, что я пришел к Богу, значит благословен этот путь.
Да, в нем были грехи, может быть, падения, ошибки, драмы, трагедии, но если бы не было этого, пришел бы я к Богу или нет?
Если бы пришел, наверное, Бог бы сделал возможным как-то иначе привести меня к себе. Но если была только такая жизнь, значит другая жизнь не привела бы меня к Богу. Примирение с Богом – это когда мы так видим свою жизнь и говорим:
Вот как говорит человек, примирившийся с Богом. А человек, который еще не примирился с Богом, сетует на свою жизнь, которая завела его на болото, и этим свидетельствует, что Христа на болоте он еще не нашел. Может, он уже и в храме стоит, может, уже на исповеди стоит, но если он не может сказать Богу: «Благословен Ты, что Ты меня спас», то значит, он еще его не нашел, еще с ним не соединился.
И тогда ему надлежит плакать и звать Бога:
«Господи, я заблудился, я тону, я погибаю. Приди и спаси меня. Приди и взыщи меня. Приди и вытащи меня отсюда».
И когда Бог придет и вытащит, знаком этого будет то, что он скажет: «Благословен Ты, Господи». Не память о своем прошлом, а радость от того, что это прошлое не стало препятствием для встречи с Богом. Что сам этот путь оказался путем, приводящим меня к Богу.
В книге «Расторжение брака» К. С. Льюис пишет, что люди, которые в итоге спасутся, они увидят, что вся жизнь у них была путем к Богу, каким бы сложным, запутанным, трагическим этот путь ни был. И они будут благословлять каждый день своей жизни, понимая, что каждый этот день был ступенькой к встрече с Богом.
А те, которые погибнут, увидят свою жизнь как путь бесконечного ухода от Бога, что Бог их пытался удержать, а они постоянно от него уходили, отворачивались. Для них эта вся дорога станет путем в ад.
Итогом жизни человека в объятии Христа или в отчуждении от Него и воспринимается вся его жизнь. Один будет проклинать каждый день своей жизни, другой благословлять каждый день своей жизни. И поэтому уже здесь мы можем понять, на каком пути стоим.
Если мы благословляем Бога и не думаем о том, что прошлое было, а радуемся тому, что в конце концов Он меня нашел, то значит мы встретили своего Бога. Он взял нас за руку и ведет к себе.
Если мы проклинаем каждый день своей жизни, постоянно всем недовольны, ни в прошлом, ни сейчас, то Бога мы ещё не встретили, и с каждым днем у нас все больше страха, что никогда, возможно, и не встретим. Надо тогда остановиться на этом пути и звать, как ребенок маленький, сесть и плакать: «Господи, я очень далеко зашел по пути тьмы. Кроме Тебя я никому не нужен. Спаси меня, потому что жизнь моя потеряла всякий смысл».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
Священник дал блестящий ответ неверующему на вопрос «Откуда появился Бог?»
Сретенские свечи: когда их взять и зачем они нужны? Священник Валерий Сосковец Три смертных греха, которые прощает Бог Что нельзя просить у Бога? 7 советов от батюшки