Возникла дискуссия по поводу молитвы за кого-то.
На самом деле это очень болезненная тема. Я сам ее проходил, помню, как много накручено вокруг молитвы за других. Постараюсь объяснить.
Я долгое время пытался разобраться в этом вопросе. Спрашивал у старца. Постараюсь вам кратенько изложить в двух словах. Дело в том, что мы неправильно понимаем вообще молитву за других людей.
Проблема в том, что мы читаем у каких-то святых, когда они описывают свои брани, они, допустим, говорят:
«Вот я, Ефрем Катунакский, молился за своего брата-оккультиста, который занимался черной магией, колдовством и так далее. И у него там были проблемы, были искушения».
Также Иосиф Исихаст говорил, что за каждую душу, которую он вымаливает, он ведет брань с врагом.
И мы по неопытности думаем, что мы такие же молитвенники, точно так же нам Господь будет давать такие же брани, если мы за кого-то будем молиться, мы будем брать за кого-то чужие грехи, вымаливать.
Мы, на самом деле, не понимаем, что святые описывают свои брани, и Господь каждому человеку выпускает брань по силам, а не сверхсилы.
Откуда взялись страхи молиться за других людей?
По двум моментам:
1. Есть примеры, когда люди начинают за кого-то молиться, и у них возникают очень сильные искушения.
2. Мы считаем, что святые имели брани, молясь за кого-то, и мы тоже будем иметь брани. А если святые имели брани такие тяжелые, то нас вообще там раздавит, расплющит.
По первому моменту сразу объясняю: я много раз повторял, когда меня спрашивали, можно ли молиться за людей, еще за кого-то, я говорил, что молитва вам не может повредить. Повредить может гордость.
Когда мы начинаем за кого-то молиться, и нас начинает раздувать самомнение, что мы великие молитвенники, кого-то вымаливаем, с вами начинает вести брань гордыня. Если вы это чувствуете, то лучше молитву за кого-то оставить, потому что вы повредитесь. Вы еще недостаточно смирились.
Я знаю многих людей, которые молятся за других без всяких проблем, потому что у них есть смирение. Они не считают свою молитву какой-то великой, что они кого-то там вымаливают, что они такие молитвенники.
Они прекрасно понимают свое место, они знают свою меру, и они понимают, что не они вымаливают кого-то, а грешник ходатайствует, просит за другого грешника, который сам по каким-то причинам попросить за себя не может. И спасает не молитва грешника за грешника, а спасает благодать Божья по любви.
Вот такое объяснение, откуда проблемы возникают у людей, когда они начинают молиться за других и начинают огребать. Исключительно из-за своей гордыни.
Второй момент – это психосоматика. Люди начитались книжек, кто-то еще там сказал что-то на исповеди по неразумию:
«Вот смотри, у святого были брани, и у тебя будут брани».
И человек начинает себя накручивать. Это тоже очень серьезный вопрос на самом деле. И человек действительно может очень сильно повреждаться из-за одной идеи, из-за одной мысли, в которую он когда-то поверил, которую ему кто-то сказал или он где-то прочитал, что у него будут проблемы. Он не может ни за кого молиться, он только начинает молиться – у него там началось…
На самом деле это просто все в голове. Больная кукуха наша нам не дает спокойно молиться за себя и за других. Поверьте, если вы в простоте молитесь за кого-то, понимая, что вы грешник, просто один грешник ходатайствует за другого грешника, и делая благодать, никакого вреда вы не получите абсолютно. Будет только польза и тому, за кого вы молитесь, и вам тоже.
Да, Господь может попускать брани, но они будут по силам, они не будут как у святых, которые действительно своей молитвой могли взять на себя чужие грехи, могли вымолить весь мир. Нет, ваша маленькая молитва принесет вам маленькую брань, которая пойдет вам на пользу.
Больше всего проблем в молитве за других людей — это наша гордость. Вот тут вот действительно нужен опыт, нужно глубоко смириться и понять, что мы только стараемся, мы пытаемся, но пока мы все ученики такие дохленькие.
Поэтому не надо бояться ничего и понимать этот вопрос правильно. Всем рассуждения и мира. Старайтесь общаться в духе любви и смирения, в духе мира. Надеюсь, объяснил.
Это вопрос достаточно простой, на мой взгляд, но очень важный. И к этой простоте тоже надо еще прийти и понять, как это все вообще работает. Через собственный опыт и много-много лет рассуждения на эту тему.
Текст основан на видео с сайта Монаха Андроника Афон
Читайте еще:
Что говорить на исповеди, если часто исповедуешься? Священник Валерий Сосковец
Можно ли не вычитывать все положенные молитвы перед причастием? Батюшка расставил все точки над «и» Обязательно прочтите эту молитву при посещении кладбища В чём опасность молитвы за других? Отвечает протоиерей Андрей Ткачёв