В начале девяностых годов Оптина пустынь была одним из немногих мест, возвращённых во владение РПЦ. В те дни обитель начала потихоньку возрождаться, и, конечно же, пока не отличалась тем же благолепием, которое она обрела в наши дни. Однако же паломников это нисколько не смущало и не останавливало – тысячи людей со всей страны съезжались в Оптину, желая проникнуться особенной благодатностью этого святого места.
В то время Оптину уже населяли иноки – ещё в восемьдесят восьмом году в пустыне успели обосноваться самые первые насельники. Один из них – Игорь Росляков – был известным московским спортсменом и лидером сборной Советского Союза по водному поло. Однако же, несмотря на известность и народное признание, Игорь решил избрать путь служения Господу. Через некоторое время мужчина принял постриг и отныне носил имя отца Василия.
Он очень многое сделал для восстановления обители и не брезговал никаким трудом, берясь за любые послушания и со смирением претерпевая лишения и тяготы. Примерно в те же годы в Оптину приехали Владимир и Леонид, которые впоследствии стали зваться отцом Ферапонтом и отцом Трофимом. При этом Владимир, живший тогда в Калуге, пришёл в обитель пешком, преодолев восемьдесят километров.
И сегодня мы с вами вряд ли знали бы хоть что-то об этих монахах, если бы не ужасная трагедия, произошедшая на Пасху 1993 года. В тот день в обители радовались наступившему светлому празднику, однако торжество вдруг прервал полный отчаяния крик:
«Братьев убили!».
Нина Павлова, автор книги «Пасха красная», описала то страшное утро следующим образом:
«…Тем утром трое иноков приняли мученическую смерть за Спасителя – они были убиты психически больным Николаем Авериным. На одном из допросов тот утверждал – монахи попали в Царствие Небесное, он в этом уверен».
Позже он сказал сотрудникам правоохранительных органов следующее:
«…Я чётко осознавал, что если не покончу с монахами, то битва между Дьяволом и Богом будет проиграна, и я буду в этом виноват. Я ведь действовал на стороне Сатаны. Не раскаиваюсь в том, что сделал, но ребят этих мне жалко. Я просто хотел через этих монахов достать Господа».
При этом Аверин заявил, что никакой корыстной цели или личного мотива не имел – ему было безразлично, кто именно из иноков станет его жертвой.
Медики признали его невменяемым, и потому он был освобождён от уголовной ответственности за содеянное. И по сей день Аверин находится на принудительном лечении под строжайшим надзором.
Однако впоследствии многие обратили внимание на одну примечательную вещь – почившие иноки как будто бы заранее знали о том, что их земной путь подходит к концу. В православии это называется «даром прозорливости».
Незадолго до рокового дня монахи принялись раздавать братии свои личные вещи, а отец Василий, беседуя со своими духовными чадами, вдруг обронил странную фразу:
«…Больше мы с вами не увидимся».
Кроме того, трое монахов с особой строгостью соблюдали пост в те дни, а отец Трофим и отец Ферапонт и вовсе отказались от приёма пищи на Страстную седмицу.
Многие христиане, читая о подвиге Оптинских новомучеников, осознают свою духовную немощность. А некоторые перечитывают «Пасху красную» ежегодно, перед началом Великого Поста – это помогает настроиться на молитвенный лад и обрести подобающий настрой, подражая примеру праведных монахов, отдавших свою жизнь за православную веру.
На месте захоронения убитых иноков была возведена часовня, которую и по сей день посещает множество христиан, многие из которых уверены – очень скоро Оптинские новомученики будут канонизированы.
Своими воспоминаниями об иноках Василии, Трофиме и Ферапонте поделился знавший их лично игумен Филипп Перцев:
«…Жизненный путь их был недолгим – в Оптине они провели всего лишь несколько лет. И жизнь эта, как и их подвиг, были тихими и незаметными для людей, живущих во внешнем мире. Однако же к пониманию этого подвига каждый из нас может приблизиться посредством молитвы.
Даже в наши дни некоторые братья, не знавшие убиенных лично, но имеющие богатый опыт подвижничества, говорят:
«Они ведь были обыкновенными, такими же, как все иные монахи».
В Оптиной Пустыне живут очень хорошие и ревностные иноки – они служат Господу без лицемерия и с поистине завидной истовостью. И, оглядываясь, они видят вокруг себя братьев, обладающих теми или иными благими и достойными качествами.
А потому им легко сказать, что убиенные «были обыкновенными». Ведь для Оптиной это и правда «обыкновенно». И, рассуждая в таком ключе, с этими монахами действительно можно согласиться: почившие иноки были такими же, как и иные братья. Но, в то же время, я не могу полностью согласиться с тем, что они были заурядными и непримечательными. Каждого из них выделяло своё особенное качество, и при этом все трое без остатка посвящали себя служению Небесному Отцу.
В монастырях ведь многие подвизаются – однако же человек всегда остаётся человеком. Например, один брат любит посмеяться и пошутить, а у иного имеется слабость к многословию… Я сейчас имею в виду те немощи, которые доказывают, что далеко не каждый сможет стяжать свой дух в полной мере. Все мы – люди грешные, со своими страстями и пороками, которые мы стараемся оправдывать.
А эти братья в том роковом девяносто третьем году уже обладали удивительной цельностью монашеского подвига, всецело посвящая себя Богу. Все их духовные устремления сводились к одной точке, а их сердца уподобились линзе, через которую проходили лучи благодати, в конце концов, расплавившие оболочку бытия».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Читайте еще:
Три качества, которые помогут противостоять Антихристу
Вышел и 6-7 метров шёл навстречу убийце, и он сказал: «Я Сысоев». Воспоминания о батюшке Данииле Кем был Понтий Пилат? Рассуждает протоиерей Андрей Ткачев Если в семье заводится праведник, остальные становятся мучениками! Что делать, если заставляют ходить в храм?